Многие сельские школы находятся под угрозой закрытия из-за недокомплекта учеников. Фото PhotoXPress.ru
Около двух лет назад учителя Курганской области узнали, что с 1 сентября будут отменены льготы по оплате коммунальных услуг, и все это заменят компенсацией – 1200 руб. И тогда получится, что при зарплате 10–16 тыс. рублей (это реальная зарплата, по мнению педагогов) оплата коммуналки в 5–7 тыс. рублей способна изрядно опустошить кошелек. Педагоги решили объявить забастовку. В результате «усмирять» непокорных выехал целый десант депутатов и силовиков. Душеспасительные беседы привели к тому, что педагоги взяли паузу.
По ходу расследования этого случая журналисты и чиновники пришли к одному интересному наблюдению. Одним из нарушений в школе поселка Звериноголовское Курганской области прокуратура выявила нецелевое расходование средств. Был раздут штат администрации школы – у директора было семь заместителей, которые получали соответствующую заработную плату.
По закону «Об образовании» (п. 4 ч. 3 ст. 28) штатное расписание утверждают сами директора школы. Далее документы проверяют и утверждают районные администрации. При этом руководствуются они Постановлением правительства Курганской области от 12 августа 2008 года № 358 «Об утверждении примерных типовых штатов начальных, основных и средних общеобразовательных школ Курганской области». И многие директора школ, не только сельских, но и городских, имеют от пять–семь заместителей.
Конечно, нас может успокаивать тот факт, что проблемы с сешльскими школами существуют во многих, даже высокоразвитых, странах. И они у всех - одни и те же. Огорчает, что оптимального решения пока нет ни у кого.
Совсем свежий пример. Французские СМИ пишут, что в сельских школах, в которых не хватает учеников, закрывают классы. Это происходит, даже если учеников стало на одного меньше от норматива. В деревне Крет-ан-Бельедон у подножья Альп местной школе тоже предписали сокращения. И тогда Гаэль Лаваль… записал своих овец в класс как учеников. И пришел с ними на уроки. Журналистам пастух объяснил, что хотел своим поступком обратить внимание общественности на проблемы сельской школы.
Но вернемся к нашим баранам. Итак, есть сельская школа, которая или находится под угрозой закрытия, или не может решить кадровую проблему. Беседуем с учительницей из Курганской области Татьяной Л. Педагог просит не называть свою фамилию. Иначе открытого разговора не будет.
Для чего, спрашиваем нашу собеседницу, столько заместителей директору школы? Она говорит, это такая общая директорская практика – иметь «надежную опору» в лице своих преданных сотрудников и периодически их «подкармливать». А само начальство оправдывается, что ему надо из какого-то кармана платить руководителям кружков, которых они берут со стороны. Очень часто стимулирующая часть общему составу учительского коллектива не видна, или приходят какие-то крохи. Поэтому больше прозрачности в этом вопросе не повредит никому, считает наш собеседник.
Напомним, что совсем недавно зарплатами курганских педагогов занимались активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ), они проверяли информацию о несоответствии реальных учительских зарплат данным Росстата.
Указанная Росстатом зарплата соответствует действительности, только если учителя работают со значительными перегрузками и дополнительными подработками, констатировали в итоге проверяющие. За январь-февраль 2019 года зарплата составила 92% от средней по отрасли: 18 тыс. 518 руб. вместо 20 тыс. 95 руб. Также, по данным ОНФ, регион вошел в число лидеров по количеству педагогов, принявших участие в этом мониторинге. Своим мнением поделились более 100 учителей городских и сельских школ из Кургана и нескольких районов области.
К мнению проверяющих прислушалась министр просвещения РФ Ольга Васильева и пообещала перед уходом на майские праздники разобраться в представленных ОНФ фактах. Местные же начальники уже поспешили отчитаться, что сегодня размер средней заработной платы педагога включают все суммы выплат независимо от источников финансирования, статей смет и предоставленных налоговых льгот. Сюда входят гранты за счет бюджетов, компенсация стоимости услуг ЖКХ, суммы, уплаченные организацией в порядке возмещения расходов работников (не предусмотренные законодательством Российской Федерации) по оплате жилого помещения (квартирной платы, места в общежитии, найма).
После таких заявлений педагоги притихли и ждут разрешения своей участи, поэтому пока не особенно разговорчивы. Тем не менее они убеждены, что «нужна единая отраслевая система оплаты труда, которая позволит нормировать учительский труд, определить верхний предел часовой нагрузки, а также установить порядок начисления стимулирующих выплат». По их оценкам, подготовка к урокам, проверка тетрадей, заведование мастерскими и учебными кабинетами, индивидуальная, внеклассная работа с детьми, общение с родителями, дежурства по школе и другие ненормированные виды педагогической деятельности прибавляют к общей нагрузке учителя до 10 часов в неделю. И это тоже надо учитывать.
Наша собеседница, Татьяна Л., добавляет еще несколько штрихов в общую картину о состоянии сельской школы. Судя по ее словам, учебные заведения области, даже самые благополучные, каждый год теряют своих учеников. Например, школа, где преподает Татьяна, в конце прошлого века выпускала в жизнь 350–400 учеников, а в последние 20 лет – 50. Треть учителей глубоко пенсионного возраста, примерно 20% – до 35 лет. Основная учительская кагорта – люди предпенсионного возраста. Текучесть кадров в основном происходит за счет молодого состава учительской.
Но самая большая проблема школы – родители. «Мне старики рассказывали, – говорит учительница, – пришли местные солдаты с фронтов Великой Отечественной войны и год, наверное, снимали стресс... пили. Родилось поколение, имеющее проблемы с алкоголем. Так вот, нынешние родители – это дети перестройки. На их глазах рушился прежний государственный порядок, подрывались основы прежней культуры. Я уж не говорю о том, что это те, кто постоянно «шел за «Клинским». Этим людям самим много чего недодали. Так что мы хотим от них?»
Сама же Татьяна Л. и отвечает: «А мы хотим их затащить снова в школу. Потому что без повышения культурного уровня семьи мы не сможем вытянуть отдельно их ребенка. Все идет от семьи. И мы стараемся, творим невозможное, делаем из школы почти Дом культуры, а родители сопротивляются. Считают, что основное они уже сделали – отдали нам ребенка, а с них самих спрос никакой!»
Курган–Москва
комментарии(0)