Директора школ предпочитают контроль всем другим способам взаимодействия с учителем. Фото с сайта www.school123nn.ru
Если уж выбрали служение обществу, то и будьте верны своему предназначению и работайте с душой – таков был смысл послания вице-премьера правительства РФ Татьяны Голиковой. Ее слова приводит РБК. Голикова заявила, что сотрудники социальной сферы, в том числе педагоги и врачи, не должны критиковать свою профессию. В общем, смысл слов вице-премьера понятен. Но дьявол, как известно, кроется в деталях.
Большинство учителей, с которыми мы успели поговорить, уверены, что речь идет о критике, которую они допускают по отношению к своему начальству. Редко услышишь критику миссии учителя вообще, говорят они, куда чаще это критика своего положения. Критикуют, как правило, низкие зарплаты, избыточную, «тупую» отчетность, нелогичность нововведений и так далее. Учителя на форумах профессиональных интернет-сайтов и вовсе негодуют. «Уйдем все! – пишут они. – С кем останетесь?», «Попробуйте прожить на зарплату в 8 тыс. руб.! Посмотрим, как вы будете всем довольны!»
Кстати, один из последних докладов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о положении учителя в обществе показал, что из всех учителей мира наиболее довольны своим положением педагоги из Великобритании, их – 35%, а вот во Франции таковых, например, всего 5%. То есть даже в самой благополучной в этом отношении стране довольных своим положением лишь чуть больше трети педагогов.
А когда узнаешь причины этого недовольства у британцев – моментально перед глазами встает положение их коллег в РФ. Итак, британские учителя недовольны «нечеловеческой» нагрузкой в школе. Они никак не могут найти разумный баланс между работой и отдыхом. Другая причина – недовольство реформами, проводимыми в этой сфере. Постоянные изменения, нововведения и новые вводные – все это вызывает большое негодование наставников детей. Учителя ропщут на сложное поведение своих подопечных. И все чаще жалуются на дисциплину в классе. (Как все знакомо, не правда ли?)
В России, если опираться на одно из последних исследований Российской академии народного хозяйства при президенте РФ РАНХиГС, можно обнаружить и другие детали, проливающие свет на поднятую сегодня проблему. Обращает, в частности, на себя внимание тот факт, что учительский корпус не только обновляется медленно, но и... педагоги не рекомендуют молодым идти в учителя. Если вспомнить, в советские времена учителя испытывали гордость, когда растили себе смену. Сегодня учителя рады, если их выпускники поступили в престижные вузы – любые, за исключением педагогических. А гордость за свою профессию, если верить тому же исследованию РАНХиГС, испытывают 55% педагогов.
Чуть ранее ВЦИОМ опубликовал исследование, где говорится, что почти 42% учителей считают, что их профессия с каждым годом теряет уважение общества. То есть учителя не видят еще и поддержки социума. Согласитесь, сохранять спокойствие в этой ситуации становится все трудней.
Осуждение учителем учителя – явление тоже довольно частое. И собака зарыта в том, что учителя в РФ – это в основном женщины. И школьным коллективом, как правило, руководит женщина. Ученые НИУ «Высшая школа экономики» составили среднестатистический портрет директора российской школы. Это женщина 35–55 лет, имеющая высшее педагогическое образование и общий стаж работы более 20 лет. Она работает на полную ставку в государственной школе на селе и при этом совмещает управление с преподаванием.
В общих характеристиках директора школы не указано, как влияют гендерные различия на стиль управления именно в школе. Но то, что женщины-руководители включают не только разум, но и эмоции – особых доказательств не требует. Учителя в соцопросах часто пишут о том, что «директор окружил себя любимчиками и двигает везде исключительно своих».
Из исследований НИУ ВШЭ также известно, что директора школ предпочитают контроль всем другим способам взаимодействия с учителем. Только 40% директоров готовы помогать ему справляться с учебными планами. В основном учителю предоставлена свобода. Напомним – при жестком контроле. С одной стороны, директора школ ратуют за введение в школы инноваций. С другой стороны, по данным ВШЭ, не торопятся с их введением.
Надо заметить, что все эти ситуации порождают у учителя состояние неопределенности. Он опять же спешит выговориться, выражая свое отношение к действительности.
Так что критика профессии – это скорее не об учителе. И интерпретировать слова Татьяны Голиковой здесь можно как призыв к учительскому терпению. Да, мы признаем, что времена тяжелые, говорит власть. Не можете справляться, тяжело? Что ж – меняйте профессию...
комментарии(0)