Современному студенту все чаще предлагают целый веер учебных курсов. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
На ХХ Международной aпрельской конференции НИУ «Высшая школа экономики» назвали наметившийся тренд в высшем образовании – усиление роли региональных вузов. На конференции высказали мнение, что им нужно повысить участие в национальных проектах. И в этой ситуации регионы должны управлять вузами сами. Напомним, что сегодня большинство вузов подчинено федеральному Центру.
Регионы сами должны влиять на кадровые назначения, а в высших учебных заведениях должны появиться новые финансовые инструменты. По мнению Олега Лешукова, сотрудника Института образования НИУ ВШЭ, вузы вносят существенный вклад в развитие региональных экономик – в некоторых регионах они обеспечивают более 5% валового продукта.
Помощник президента России Андрей Фурсенко предложил на конференции использовать в вузах разные инструменты развития. Например, менять систему управления за счет усиления партнерства с бизнесом, региональной и федеральной властью, гражданским обществом. Он же напомнил, что региональный вуз и отраслевой вуз – условные понятия, и они должны быть изменены. Фурсенко уверен, что если вуз занимается узкой отраслью, «не глядя по сторонам», он обречен на деградацию и отставание.
Кстати, если взглянуть на ту же Высшую школу экономики, то сегодня она существенно вышла за рамки не только экономического, но и гуманитарного вуза. И продолжает расширять количество направлений подготовки. Как ответил на вопрос обозревателя «НГ» ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов: «Мы прирастаем теми науками, академическими сообществами, которые интересуются нами и которые что-то добавляют в саму Высшую школу экономики. Мы просто предоставляем площадки. А те, кто приходит к нам, сами выдвигают свою повестку, сами планируют образовательный процесс». То есть тот вуз, который намерен развиваться, открыт для сотрудничества со всеми, кому он интересен и кто интересует сам вуз.
Напомним, что в настоящее время на территории РФ действуют 29 национальных исследовательских университетов (НИУ): 17 вузов технического профиля, 9 классических университетов, один университет медицинского профиля, один – экономического, а также один университет, имеющий статус академического научно-образовательного центра нанотехнологий РАН.
Деятельность федеральных университетов направлена на подготовку конкурентоспособных специалистов для федерального округа своего базирования и его обеспечения необходимыми научными, техническими и технологическими решениями. Такой вуз имеет соответствующее федеральное финансирование, также в его работе предусмотрено активное участие как бизнес-структур, так и региональных властей.
НИУ функционируют на базе принципа интеграции науки и образования, в равной мере эффективно обеспечивая оба направления деятельности. Подобный университет представляет собой четко интегрированный научно-образовательный центр, осуществляющий проведение перспективных исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов реальной экономики.
Существуют и так называемые опорные вузы. Статус такого вуза может получить любой государственный вуз федерального значения, принявший совместное решение о реорганизации путем присоединения к нему другого или нескольких вузов.
Успешно действуют и сетевые университеты, представляющие собой объединение различных вузов в рамках единой системы. Ну и особое место в системе высшего образования РФ занимают Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет.
«Достижение национальных целей, сформулированных в майском указе президента, требует участия в национальных проектах максимально широкого круга университетов, – резюмировали участники конференции. – Это определяется характером нашей страны, ее региональной организацией».
В национальные проекты «Образование» и «Наука» включены важные мероприятия, в которых могли бы участвовать региональные и отраслевые вузы. Но вероятность их победы в конкурсах низка, считает Ярослав Кузьминов. А в случае победы недостаточная кадровая, информационная, приборная база не позволит выполнить поставленные задачи. Уж слишком заметен разрыв качества образования с ведущими университетами.
Для решения этой проблемы предлагается использовать ресурс ведущих вузов, которые уже продемонстрировали свою конкурентоспособность. Теперь они могут переключиться на решение задач внутри страны, и их участие обеспечит «мощный подъем региональных и отраслевых университетов».
комментарии(0)