В РФ бизнес имеет ограниченное влияние на содержание и технологии подготовки выпускников вузов. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Дискуссии «Квалификация: о чем идет речь в законе «Об образовании» прошла в рамках Московского международного салона образования (ММСО) – крупнейшего образовательного мероприятия года. В форуме приняли участие представители Российской академии образования, профессиональных образовательных организаций, методических центров, профессионально-общественных и частных организаций в социальной сфере, проектной деятельности по тематике профориентации и профессионального самоопределения.
Во время обсуждения участники дискуссии, несмотря на некоторые отличия в используемой терминологии и подходах, пришли к выводу, что разделение понятий «квалификация по образованию» и «профессиональная квалификация» стали очевидной реальностью. Первая – основа для второй. На базе одной квалификации по образованию по модульному принципу могут выстраиваться несколько профессиональных квалификаций.
Участники дискуссии посчитали тем не менее важным четко определить границы квалификации выпускников различных образовательных организаций, чтобы понимать, как они могут развиваться через различные дополнительные профессиональные программы дальше. Как отмечали выступающие, профессиональное российское сообщество хорошо понимает, каково желаемое будущее национальной системы квалификаций. Разработаны, апробируются и развиваются многие необходимые для этого развития инструменты, но важным направлением работы становится «перевод» языка документов в сферах образования и труда на язык обучающихся, их семей, а также работников.
Попутно дискутирующие затронули вопрос: почему не проявляет активность бизнес в подготовке кадров для себя же? Почему не участвует в деле образования потенциальных работников?
Сергей Гиль, доктор педагогических наук, в своем докладе попытался показать, почему интегрированный подход к подготовке кадров эффективен в Германии и не эффективен у нас. Дело в том, что в законодательстве ФРГ зафиксирована основная роль бизнеса в качестве заказчика и организатора профессионального образования.
Гарантами качества выступают уполномоченные бизнесом: наставники – мастера ремесла; эксперты-оценщики; социальные педагоги. Все компоненты кадрового воспроизводства: общее образование, дополнительное образование детей и кружковое движение, профобразование, высшее образование, корпоративное обучение – имеют единое ядро содержания компетенций, деятельностей, методик обучения.
В РФ бизнес, по мнению Сергея Гиля, имеет ограниченные возможности влиять на содержание и технологии подготовки выпускников. А система образования докручивает, подтягивает уровень компетенций и квалификаций до собственных требований, во многом вопреки их мотивации вкладывает средства в их развитие.
Для современного работодателя, отмечали выступающие, по-прежнему важен диплом об образовании, хотя и этот документ не гарантирует в его глазах качество квалификации. Но постепенно, при условии развития независимой оценки профессиональных навыков окончивших средние профессиональные учебные заведения (а все дело идет к этому), если будет обеспечено соответствие между записью в свидетельстве о прохождении независимой оценки и реальной квалификацией человека, появится доверие к таким документам. И это может повлиять в дальнейшем на предпочтения работодателей.
Дискуссия тем интересна, что не так давно ведущие кадровые сервисы объявили, что убирают главу «Образование» из объявлений вакансий. В компании заметили, что работодатели сегодня обращают внимание на практические способности и достижения соискателей. По мнению представителей компаний, образование играет важную роль, когда претендент на вакансию только окончил колледж или вуз и, кроме этого, «ему еще нечем похвастаться». Если же соискателю 25 лет и более, он уже должен иметь определенные достижения.
А по данным НИУ «Высшая школа экономики», каждый четвертый дипломированный специалист выполняет работу, не требующую высшего образования, а около 30% работают не по специальности.
Участники дискуссии отметили, что среднее профессиональное образование в последние годы набирает все большую популярность. Тем не менее вопросы осознанного выбора учебного заведения и образовательной программы стоят перед выпускниками девятых классов не менее остро, чем при выборе вуза.
комментарии(0)