Министру просвещения РФ Ольге Васильевой предстоит тяжелая борьба за «единое образовательное пространство страны». Фото с сайта www.edu.gov.ru
Фактически весь апрель будет идти публичное обсуждение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального, общего и основного образования. Год назад их пытались провести через Госдуму РФ, но возмутилась часть профессионального сообщества. И стандарты отправили на переработку.
А началось все год назад с выступлений учителей-словесников, которые посчитали, что новые федеральные стандарты готовили «келейно» и выпустили в свет «плохо проработанными». Ассоциация «Гильдия словесников» выступила тогда с письмом протеста, под которым подписалось более 700 учителей, методистов и директоров школ. Заседание Общественного совета при Министерстве образования и науки по ФГОС перенесли на другой срок, и позже этот же совет отправил ФГОС для основной школы на доработку.
И вот сегодня увидела свет новая версия стандартов. На этот раз Министерство просвещения РФ, видимо опасаясь нового скандала, вывесило версию для публичного обсуждения. Принимать предложения и замечания будут целый месяц. И в конце апреля все должно быть завершено.
В пояснительной записке разработчики стандартов сообщают, что главное направление обновления – конкретизация требований к предметным результатам по каждому учебному предмету. В предыдущей редакции стандарт включал только общие установки на формирование определенных компетенций, задавал рамку требований, а что именно изучается, в каком классе – на все эти вопросы должна была самостоятельно отвечать каждая школа. Поэтому образовательная программа одной школы порой кардинально отличалась от программы, принятой в соседней. И единого образовательного пространства не получалось.
По замыслу авторов стандарта, новые требования сохраняют фундаментальный характер образования, укрепляют межпредметные и внутрипредметные связи. Они разработаны с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся и необходимости предотвращения их перегрузки. Уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Как сообщают в пресс-релизе ведомства, обновленная редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учета интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Упоминают, что уточнение требований к структуре основной образовательной программы, содержащихся в проектах ФГОС, позволит снизить бюрократическую нагрузку на учителей. И напоминают, что в стандартах также отражены государственные обязательства школы перед учениками и родителями.
По словам ректора Российского государственного педагогического университета (РГПУ) имени А.И. Герцена Сергея Богданова, в проектах ФГОС изменена последовательность основных разделов: раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» является завершающим. В нем наряду с предметными результатами определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия реализации программы коррекционной работы.
Как сообщают в Минпросвещения РФ, для обеспечения широкого доступа профессионального сообщества и общественности к обсуждению проекта обновленных стандартов начального общего и основного общего образования текст проекта ФГОС размещен на ресурсе, который предоставляет возможность дать оценку как документу в целом, так и отдельным его разделам.
Кроме того, зашедшим на сайт предлагают сначала ознакомиться с подлинным текстом документа по разным предметным областям. И не только изложить собственные предложения по доработке ФГОС, но и высказаться по суждениям других людей.
Предложений и критики уже много. Например, в том же разделе «Литература» в рубрике «Что необходимо изменить в требованиях?» сегодня, как и год назад, мы находим: «распределение по классам вообще и предлагаемое в частности недопустимо». И опять звучат предложения вернуться к «Примерной программе, в которой есть гармоничный баланс между обязательным списком и возможностью выбора исходя из внутренней логики рабочей программы». Из рисков, которые могут ожидать в случае принятия данного документа, называется (ровно, как и год назад) «риск перегрузки программы». Предлагаемый список художественной литературы видится слишком большим для обязательного чтения. То есть сопротивление идет по самому базовому содержанию ФГОС. Неприятие фундаментальных положений стандартов в корне. И остается только понять, сопротивляется ли этому значительная часть профессионального сообщества или нет.
Конечно, не молчат и сторонники новой версии. Кто-то решается проверить некоторые идеи на практике. «Идею о перегруженности списка сегодня попробовали проверить вместе с коллегами, работающими в пятом классе... Для вариативности остается достаточно...» – пишут они.
И подобного рода споры можно найти практически по каждому предмету. Каким образом авторы идеи большого обсуждения новых ФГОС будут потом сводить воедино всю эту противоречивость замечаний и предложений, остается загадкой.
комментарии(0)