Добраться до получения заветной мантии бакалавра или магистра удается далеко не каждому студенту. Фото агентства «Москва»
Отсев студентов невыгоден вузу и портит нервы студентам и их семьям. Сотрудники НИУ «Высшая школа экономики» провели исследование, попытавшись выяснить причины этого явления. Среди них – завышенные представления студентов о самих себе, неумение общаться в коллективе, жесткая траектория обучения, сложность курсов и программ и др.
С причинами отсева студентов разбирались преподаватели и аспиранты Высшей школы экономики. Соавторами исследователей Ивана Груздева, Елены Горбуновой, Исаака Фрумина стали сотрудники Университета штата Огайо Ольга Кондратьева и Джошуа Холи. Но прежде несколько слов о ситуации с отсевом студентов в целом в мире.
Согласно исследованию Организации экономического сотрудничества и развития, самый высокий процент не добравшихся до диплома студентов – в Новой Зеландии, Швеции, США. Самый низкий – в Японии (11%), Дании, Корее и Японии (по 17%). В России этот показатель – 21%, на уровне Франции и Бельгии.
По подсчетам исследователей, московский вуз социально-экономического профиля отсеивает 19,1% студентов, столичный технический вуз – 23,9%, его региональное подразделение – 19,7%. Средний показатель среди стран ОЭСР – 31%. Так как масштабных исследований не проводилось в течение последних 10 лет, сегодня картина может быть несколько изменена. Причины это следующие.
В некоторых странах стали практиковать массовый прием в бакалавры. Например, в Чехии поступить в некоторые вузы можно, всего лишь успешно сдав выпускной экзамен, то есть без всяких конкурсов. Это приводит к тому, что в одном вузе на одном факультете может учиться до 1000 человек и даже больше. Огромные университетские аудитории забиты под завязку. Но примерно через три месяца начинается отчисление тех, кто не способен учиться. К концу первого года обучения, как правило, половина студентов отсеивается.
Но вернемся к данным, на которые опираются сегодняшние исследования у нас и за рубежом.
Одним из высоких отсев продолжает оставаться в США. Средний показатель по бакалаврам держится на уровне 45%. При этом… в США отчисление студента из университета – dropout – выглядит как добровольное решение учащегося. (Конечно, в Гарварде, Стэнфорде и других университетах первого ряда учебу заканчивают 95% студентов. В этих университетах низкий отсев говорит о качественном обучении и поддерживает репутацию заведения.)
Большой отсев бакалавров из американских вузов объясняют дороговизной высшего образования и недостаточно высоким качеством преподавания. Во многих вузах исследовательской функции уделяется больше внимания, чем преподавательской. Но при этом преподавателей практически не обучают тому, как учить студентов.
Кроме того, наблюдается увеличение доли временных сотрудников. У них минимальная ставка, минимальный соцпакет и зачастую мало времени для тесного общения со студентами.
Более 60% студентов бакалавриата берут кредиты. Особенно остро вопросы возврата кредита стоят перед представителями нацменьшинств и студентов из малообеспеченных семей. Но в последние годы в США идет борьба за студентов. Многие высшие школы, экспертные группы и исследователи занялись вопросами снижения отсева. Иногда эти попытки успешны.
Например, Университету штата Флорида за несколько лет целенаправленной работы удалось повысить уровень оканчивающих учебное заведение с 63 до 79%.
По большому счету отсев университетам невыгоден. В РФ, например, государственное финансирование вузов теперь основывается на реальной численности студентов. Поэтому отсев учащихся приводит к снижению ассигнований и сокращению штата преподавателей.
Теперь вернемся к причинам отсева студентов в РФ. Исходя из результатов исследования НИУ ВШЭ, они следующие.
Первое, это несамостоятельный выбор высшего учебного заведения. В этих ситуациях у студента нет внутренней убежденности в том, что он выбрал «свою» специальность. Его интересуют не знания, а вузовский диплом.
Второе – разочарование в выбранной специальности. Скорее это естественный процесс самоопределения. Сегодня процесс этот происходит еще сложней: молодые люди – уже не подростки, но еще и не взрослые.
Третья причина – студент переоценивает свои возможности, поступая на ту или иную специальность, и «не тянет» учебу.
Четвертая причина – неумение общаться с людьми. Вузовское сообщество так или иначе отбраковывает «неформатных» учащихся – тех, кто не принимает общие «правила игры», академические нормы.
Еще одна причина – это неспособность найти верный баланс между своими хобби и обучением. Совмещение работы с учебой провоцирует отсев, но не в той степени, как мы привыкли считать. Так же как и роковые обстоятельства: проблемы со здоровьем, материальные трудности и тяжелые семейные обстоятельства и т.д.
Традиционно причиной отсева в вузах РФ принято считать жесткую траекторию обучения. Например, в США студент принимается в вуз, а специальность можно выбрать позже. Ведь вчерашние школьники не всегда осознают свои истинные интересы. В то же время смена направления проходит непросто. Индивидуализация учебного плана в российских вузах ограничена. К отсеву могут привести также сложность курсов и программ.
комментарии(1)
0
dlz 18:08 11.04.2019
В последние годы норма отсева сильно возросла. Были приняты законы, что за не сданную в 1,5 месяца курсовую вуз может отчислить хоть с 4 курса. За действиями Госдумы стояла жалоба одного небезызвестного олигарха, который жаловался, что в стране слишком много юристов и экономистов, которые хотят высокую заплату (негодяи!) и слишком мало дешевых, нетребовательных и на все согласных рабочих. Как говорится, отчего ушли.