0
4491
Газета Образование Печатная версия

27.03.2019 16:51:00

Что русскому школьнику – физика, то финскому – ПОО-уроки

Реформы за рубежом заставляют задуматься о том, что мы хотим получить от своей системы образования

Тэги: образование, реформы, школа, финляндия, проблемно ориентированное обучение, поо, мнение


образование, реформы, школа, финляндия, проблемно ориентированное обучение, поо, мнение Современный урок в финской школе уже совсем не такой, как был вчера. Фото Яри Сйолунда

Еще совсем недавно финская школа была в фокусе внимания профессионального учительского сообщества РФ. Дети наших северо-западных соседей побеждали в престижных международных соревнованиях PISA (Program for International Student Assessment). Но теперь финны немного отстают. Вперед вышли Сингапур и Япония. Чтобы вернуть былую славу, в Финляндии решили опробовать нечто совершенно новое. Речь идет о ПОО – проблемно-ориентированном обучении.

А еще точнее, речь идет о реформе, согласно которой центральное место в программе обучения финских детей должны занять не традиционные предметы, а «определенные навыки и умения». Метод, который намерены внедрить в Финляндии, основан на том, что в современном мире уже не требуется изучение определенных предметов и запоминание огромного количества фактов, так как человек в любое время может открыть свой планшет и получить оттуда любую информацию. Значит, детям нужно что-то другое…

Теперь финским учащимся (по новой системе) разрешат самим выбирать интересные для них темы и формировать курс обучения на основе своего собственного выбора. Приветствуется привлечение новых технических средств и источников за пределами школы – например музеи, выставки, встречи с учеными. Цель этих действий – дать детям навыки, необходимые им в будущем. К этим знаниям относятся: способность к критическому мышлению, опознанию ложных сообщений и умение противостоять агрессии в социальных сетях. Сюда же относятся и такие чисто технические навыки, как умение установить антивирусную программу, подключиться к принтеру и т.д. Новая программа, уверены финны, поможет вернуть им лидирующие места в международных рейтингах. 

Российским специалистам и раньше казалось странным и непостижимым, как это – при отсутствии школьных инспекторов, централизации школ и бюджетном финансировании, при пятичасовом рабочем дне, наличии определенных финансовых ограничений (да, да у них тоже!) финские школьники умудряются побеждать? А если нововведение опять поможет финнам стать первыми, то недоумение будет еще большим.

В принципе международные исследования – вещь важная. Они помогают сравнить, проанализировать и понять, почему впереди финны, а не мы. Мы о многом догадываемся сами, но все равно, когда это подтверждено документально, то дело уже совсем иное. Россия, например, согласно анализу PISA, сильна в  математике (кто бы сомневался!). Не сильна в других предметах естественно-научного цикла (так база-то материальная слаба!). Отечественные школьники не умеют действовать не по шаблону (вот вам и результат натаскивания на ЕГЭ!).

Вернемся к финнам. Финские дети любят читать. А финские учителя ставят мотивацию наиболее важным моментом в образовательном процессе. Би-би-си недавно в одной из своих публикаций рассказала об уроках в финской школе. Например, такой урок. Школьники изучают историю Древнего Рима. Учитель показывает видео. Затем школьники достают свои  планшетные компьютеры и пишут короткие сочинения-эссе. Перед ними поставлена задача: сравнить жизнь в Древнем Риме с жизнью в современной Финляндии. Одна группа сравнивает римские бани и современные курорты, другая – Колизей и современные стадионы. В классе стоит 3D-принтер, на котором школьники могут создать миниатюрную модель римского здания, рассказывает Би-би-си.  Дети таким образом получают навыки одновременно в области сравнительного изучения культур, коммуникации, научной методологии и технологии.

А вот как проходили тему «миграция» ученики в некоторых западноевропейских странах в прошлом году. 15-летние школьники не только Финляндии, но и Германии изучали тему, выйдя на улицы своих городов. Они проводили опросы, чтобы выяснить мнение местных жителей о толпах беженцев. И посещали центры для нелегальных мигрантов, где беседовали с людьми, ожидающими решения о предоставлении им убежища. 

И все же идея ПОО не находит единодушного понимания и принятия. Некоторые учителя (кстати, не только в самой Финляндии) считают, что она подходит для учеников с хорошей самоорганизацией и способных к самостоятельному обучению. Кроме того, у многих есть опасения, что с переходом на такую систему обучения разрыв между менее и более способными учащимися только увеличится. Поэтому вводить нововведение в финских школах будут осторожно: планируется один проект ПОО в год.

Гораздо более категорично и жестко высказываются на эту тему педагоги из РФ. «Добро пожаловать в «дивный новый мир», мир каст и замкнутых социальных групп, – пишут они на форумах в соцсетях. – Такая модель преподавания хороша для самых способных детей, которые понимают, чему именно они учатся в ходе этого».

 «Идея замечательная для массового образования. Для подготовки парикмахеров, швей, горничных, барменов, пекарей, сантехников, асфальтоукладчиков и прочих уважаемых мною людей рабочих профессий. Но инженера-ракетостроителя на базе такого куцего обучения мы явно не получим. Поэтому дело тут в приоритетах: что мы хотим получить от нашей системы образования?» И, правда, какого человека мы желаем получить после окончания школы? 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На развитие транспорта потратят триллион рублей

На развитие транспорта потратят триллион рублей

Ольга Соловьева

Дорогие авиабилеты замедляют увеличение пассажиропотока

0
1656
Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Дарья Гармоненко

У эсэров к 2026 году появится предвыборный вариант "патриотического социализма"

0
2189
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
2074
В Таджикистане судят зачинщиков госпереворота

В Таджикистане судят зачинщиков госпереворота

Виктория Панфилова

Громкий судебный процесс проходит за закрытыми дверями

0
2598

Другие новости