Современный урок в финской школе уже совсем не такой, как был вчера. Фото Яри Сйолунда
Еще совсем недавно финская школа была в фокусе внимания профессионального учительского сообщества РФ. Дети наших северо-западных соседей побеждали в престижных международных соревнованиях PISA (Program for International Student Assessment). Но теперь финны немного отстают. Вперед вышли Сингапур и Япония. Чтобы вернуть былую славу, в Финляндии решили опробовать нечто совершенно новое. Речь идет о ПОО – проблемно-ориентированном обучении.
А еще точнее, речь идет о реформе, согласно которой центральное место в программе обучения финских детей должны занять не традиционные предметы, а «определенные навыки и умения». Метод, который намерены внедрить в Финляндии, основан на том, что в современном мире уже не требуется изучение определенных предметов и запоминание огромного количества фактов, так как человек в любое время может открыть свой планшет и получить оттуда любую информацию. Значит, детям нужно что-то другое…
Теперь финским учащимся (по новой системе) разрешат самим выбирать интересные для них темы и формировать курс обучения на основе своего собственного выбора. Приветствуется привлечение новых технических средств и источников за пределами школы – например музеи, выставки, встречи с учеными. Цель этих действий – дать детям навыки, необходимые им в будущем. К этим знаниям относятся: способность к критическому мышлению, опознанию ложных сообщений и умение противостоять агрессии в социальных сетях. Сюда же относятся и такие чисто технические навыки, как умение установить антивирусную программу, подключиться к принтеру и т.д. Новая программа, уверены финны, поможет вернуть им лидирующие места в международных рейтингах.
Российским специалистам и раньше казалось странным и непостижимым, как это – при отсутствии школьных инспекторов, централизации школ и бюджетном финансировании, при пятичасовом рабочем дне, наличии определенных финансовых ограничений (да, да у них тоже!) финские школьники умудряются побеждать? А если нововведение опять поможет финнам стать первыми, то недоумение будет еще большим.
В принципе международные исследования – вещь важная. Они помогают сравнить, проанализировать и понять, почему впереди финны, а не мы. Мы о многом догадываемся сами, но все равно, когда это подтверждено документально, то дело уже совсем иное. Россия, например, согласно анализу PISA, сильна в математике (кто бы сомневался!). Не сильна в других предметах естественно-научного цикла (так база-то материальная слаба!). Отечественные школьники не умеют действовать не по шаблону (вот вам и результат натаскивания на ЕГЭ!).
Вернемся к финнам. Финские дети любят читать. А финские учителя ставят мотивацию наиболее важным моментом в образовательном процессе. Би-би-си недавно в одной из своих публикаций рассказала об уроках в финской школе. Например, такой урок. Школьники изучают историю Древнего Рима. Учитель показывает видео. Затем школьники достают свои планшетные компьютеры и пишут короткие сочинения-эссе. Перед ними поставлена задача: сравнить жизнь в Древнем Риме с жизнью в современной Финляндии. Одна группа сравнивает римские бани и современные курорты, другая – Колизей и современные стадионы. В классе стоит 3D-принтер, на котором школьники могут создать миниатюрную модель римского здания, рассказывает Би-би-си. Дети таким образом получают навыки одновременно в области сравнительного изучения культур, коммуникации, научной методологии и технологии.
А вот как проходили тему «миграция» ученики в некоторых западноевропейских странах в прошлом году. 15-летние школьники не только Финляндии, но и Германии изучали тему, выйдя на улицы своих городов. Они проводили опросы, чтобы выяснить мнение местных жителей о толпах беженцев. И посещали центры для нелегальных мигрантов, где беседовали с людьми, ожидающими решения о предоставлении им убежища.
И все же идея ПОО не находит единодушного понимания и принятия. Некоторые учителя (кстати, не только в самой Финляндии) считают, что она подходит для учеников с хорошей самоорганизацией и способных к самостоятельному обучению. Кроме того, у многих есть опасения, что с переходом на такую систему обучения разрыв между менее и более способными учащимися только увеличится. Поэтому вводить нововведение в финских школах будут осторожно: планируется один проект ПОО в год.
Гораздо более категорично и жестко высказываются на эту тему педагоги из РФ. «Добро пожаловать в «дивный новый мир», мир каст и замкнутых социальных групп, – пишут они на форумах в соцсетях. – Такая модель преподавания хороша для самых способных детей, которые понимают, чему именно они учатся в ходе этого».
«Идея замечательная для массового образования. Для подготовки парикмахеров, швей, горничных, барменов, пекарей, сантехников, асфальтоукладчиков и прочих уважаемых мною людей рабочих профессий. Но инженера-ракетостроителя на базе такого куцего обучения мы явно не получим. Поэтому дело тут в приоритетах: что мы хотим получить от нашей системы образования?» И, правда, какого человека мы желаем получить после окончания школы?
комментарии(0)