Анна Хамардюк анонсировала новое строительство в рамках национального проекта «Образование». Фото РИА Новости |
По словам Анны Хамардюк, создается относительно новая инфраструктура, которая позволяет организовывать повышение квалификации учителей, работу с «их профессиональными индивидуальными дефицитами на площадках двух типов». Условно – это центры оценки и центры, которые будут организовывать курсы повышения квалификации, исходя из запросов учителей. «В идеале такие центры, такая инфраструктура должны быть созданы в каждом регионе», – заявила Хамардюк. В 11 регионах такие центры уже создаются, в остальных пока работают прежние институты повышения квалификации педагогов. Но, по словам Хамардюк, «часто та логика, в соответствии с которой они организуют деятельность, немного архаична».
«Увы, видно, что логика авторов концепции в том, чтобы контролировать финансовые потоки на обучение учителей централизованно вместо создания рынка предложений. А прикрывается наведением порядка», – поспешил отреагировать на сообщение один из учредителей учительского интернет-ресурса и преподаватель Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Сергей Сафронов.
На самом деле задача, которую сегодня обозначила Хамардюк, довольно непроста. Вспоминается, как еще на заре появления федеральных государственных стандартов (ФГОСов), которые, собственно, и послужили основной причиной возникновения идеи массового переучивания учителей, экс-ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Александр Кутузов давал интервью «НГ». И рассказывал, что ему много раз приходилось выступать перед учительской аудиторией вместе со своими сотрудниками. Так вот, говорил он, учителя, которые проработали в школах более 10 лет, новшества воспринимают с большим трудом.
Кстати, и сама идея массового переучивания учителей, на которую, видимо, нацелены создаваемые центры, до сих пор видится многим специалистам не нужной. Например, Яна Ахапкина, преподаватель Высшей школы экономики, кандидат филологических наук, считает, что школа всегда консервативна. И это ее большой плюс: она сохраняет преемственность прошлого и настоящего, хранит традицию. «Если учесть консервативную природу школы и затратность переобучения педагогов, принять во внимание приличные результаты, получаемые сейчас, встает большой вопрос о целесообразности радикального пересмотра всей базовой программы, – цитирует ее слова интернет-ресурс ВШЭ. – Но личные инициативы я бы приветствовала: если учитель стремится познакомить школьников с лингвистикой (а не только со школьной русистикой), это неплохо».
Лингвист Алексей Шмелев также считает, что невозможно без потерь для школьников мгновенно переучить армию учителей русского языка и литературы. Пусть учат традиционно, советует он, они выучивают и грамоте (именно опираясь на теорию полувековой давности), и рефлексии над речью, и вниманию к языковым закономерностям и отступлениям от них. Это неплохой результат.
Возможно, более серьезную службу сослужили бы создаваемые центры при обучении педагогике специалистов, не имеющих профильного образования. Именно такие профессионалы решили бы быстрее проблему нехватки школьных учителей, о которых в декабре 2018 года говорила министр просвещения РФ Ольга Васильева. И Анна Хамардюк заявила на том же совещании, на котором она рассказала о создании центров, что министерство ожидает обострения дефицита учителей в системе образования страны в ближайшие пять–семь лет… И, кстати, совсем недавно не кто иной, как патриарх Московский и всея Руси Кирилл, подключился к дискуссии и сделал интересное заявление. Он считает, что многие люди, потерявшие работу, могут попробовать найти себя в педагогике – сфере, где не хватает хороших специалистов и где машина никогда не заменит человека. «Сплошная компьютеризация очень многих производственных процессов, творческих процессов, конечно, может привести к огромному количеству безработных людей и молодежи, у которой будет потеряна перспектива найти свое место в жизни. Общество должно искать альтернативу», – приводят его слова информагентства.
И все-таки, заявила «НГ» глава Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА) Татьяна Жукова, есть менее затратный и более целесообразный способ помочь учителям в деле повышения их квалификации. В этом случае надо действовать через сеть школьных библиотекарей. Именно школьный библиотекарь может легко организовать обучение учителей его школы, снабдить любого учителя новыми технологическими приемами, ознакомить с любыми новинками по предмету, собрать для него интересные статьи на любые темы воспитания, информировать о новостях в мире и педагогике и т.д. И организовать обучение самого школьного библиотекаря гораздо легче, чем разных учителей. И, кстати, менее затратно.
комментарии(0)