Школы стали оснащенными по последнему слову техники, ученики все с гаджетами – а учительские зарплаты все так же скромны. Фото агентства «Москва»
Видимо, чтобы встряхнуть педагогов от зимней спячки, сразу несколько интернет-ресурсов подняли проблему учительских зарплатах. Для начала их просто сравнили. Оказалось, самые высокие зарплаты – в Москве и на Дальнем Востоке, а самые низкие – на Северном Кавказе и в Тамбовской области. Средняя чистая зарплата работников сферы образования в России в 2018 году составила 30 тыс. руб. Большая часть опрошенных получает доход в диапазоне от 15 тыс. до 25 тыс. руб.
Как сообщает РИА Новости, средняя зарплата педагогов всех уровней (от дошкольного до высшего) – 25 822 руб. В Москве доля работников сферы образования, зарабатывающих более 50 тыс. руб. в месяц, составляет 59,5%. В 51 регионе из 85 более трети работников системы образования зарабатывают менее 15 тыс. руб. в месяц.
Несколько ранее о финансовом положении педагогов сообщил сайт профессионального сообщества Pedsovet.org. Согласно данным этого ресурса, средняя учительская зарплата тоже около 26 тыс. руб. Кроме того, углубленные опросы помогают понять, как выживает российский учитель. Например, исследование фиксирует снижение числа учителей, обозначающих свою семью состоящей из одного человека. Одиноких стало меньше почти вдвое, с 11 до 6% за последний год. Возросло число семей, где пять и более проживающих вместе. Можно предположить, говорят эксперты, что люди съезжаются с родителями, потому что трудности легче преодолевать вместе.
Педагоги, как показывает исследование, погрязли в кредитах: 54% выплачивают, а 3,4% собираются взять деньги в долг. За четыре последних года число семей педагогов, выплачивающих кредит, увеличилось вдвое. Чтобы жить нормально, учителя работают на полторы и две ставки. Опросы сообщают о специалистах, у которых подработка составляет всего шесть часов (как в Ярославской области) и 56 часов (в Приморском крае).
Интересная деталь, характеризующая отношение руководителей к переработкам учителей. Недавно руководитель администрации главы Чувашии Юрий Васильев на заседании Госсовета заявил, что бюджетники, работающие хорошо, получают приличные зарплаты, а остальные просто мало работают. «Те преподаватели, которые работают на полную нагрузку, получают ту зарплату, которая в соответствии с действующим законодательством насчитывается, и это точно выше тех индикаторов, которые до нас доводятся согласно этому (майскому. – «НГ») указу. На самом деле есть учителя, которые получают мало. Но они мало работают. И об этом надо сегодня честно говорить. Порядочные, добросовестные, трудолюбивые, нагруженные учителя и врачи получают достойную зарплату…» – распространили СМИ его слова.
Учителя в соцсетях возмутились такому высказыванию чиновника. Они указывают, что постоянная работа на полторы-две ставки – это работа на износ. Работа чисто механическая, потому что на все остальное – будь то дополнительная работа с учащимися, нагрузки классного руководителя, самоподготовка учителя и т.д. – времени точно хватать не будет.
Конечно, не все начальники столь категоричны. Президент Российской академии наук Александр Сергеев, общаясь с министром просвещения Ольгой Васильевой в программе «Наблюдатель» на телеканале «Культура», высказал идею повысить зарплату учителей до 120% МРОТ по региону.
А одна из думских фракций, например, подготовила законопроект, согласно которому базовая учительская ставка повышается до двух прожиточных минимумов в регионе. Но пока судьба этого законопроекта туманна. Это и понятно: ведь в сфере образования работает 5,5 млн человек, из которых 3 млн занимаются непосредственно преподаванием. И это приличные бюджетные траты.
Кстати, повышение зарплаты, несомненно, облегчает жизнь педагогам, но не меняет ситуацию с качеством преподавания в целом. По крайней мере быстро не происходит никакого существенного рывка. Потому что вместе с зарплатой должна идти работа по ротации кадров. Ее же фактически нет.
Напомним, что та зарплата, которую учителя получали и в 1990-е, и в 2000-е годы, отнюдь не способствовала притоку качественно подготовленных профессионалов именно в педагогические кадры. Старые кадры продолжают работать в школе и сегодня. И… никуда не уйдут. По крайней мере по своей воле. И убрать их не смогут. Этому есть и этические причины: они работали на ниве просвещения в самые трудные времена, почему они должны уйти тогда, когда с зарплатой станет лучше? Кстати, и лучшие выпускники педвузов в случае облегчения ситуации с зарплатой не спешат в школу.
Высокие зарплаты не способствуют и повышению престижа учителей. Работает как раз та пословица, что уважение формируется не деньгами, а делами. И не только. По опросам учителей, ученики остались все те же: те же проблемы, те же успехи… А вот родители стали совсем другими. Они стали чаще и больше публично обсуждать и осуждать учителей. Одного ученика обидели – родители тут же публикуют пост в соцсетях… Затем вердикт – учителя совсем не те, что ранее.
Нет терпимости, говорят учителя. «Ученики, оглядываясь на родителей, позволяют себе угрозы в адрес педагога в ответ на замечание или плохие оценки. Неприятно осознавать, что твоих учеников заранее настраивают против тебя», – пишут учителя в опросах. Кроме того, стало больше жалоб от родителей в вышестоящие инстанции. А сами эти инстанции стали чаще занимать сторону родителей. И эту ситуацию не исправишь уже ничем. Ну, разве что указанием сверху – «Учителей любить и уважать. Точка!»
А что? Вдруг сработает?
комментарии(0)