0
6879
Газета Образование Печатная версия

20.02.2019 18:46:00

Все-таки академическая свобода и Рособрнадзор несовместимы

Сергей Кравцов хочет проверять студентов, как учеников

Тэги: рособрнадзор, сергей кравцов, законопроект, студенты, знания, независимая оценка, проверочные работы


рособрнадзор, сергей кравцов, законопроект, студенты, знания, независимая оценка, проверочные работы Сергей Кравцов (на переднем плане) уверен, что проверять знания студентов должны не только те, кто их учит. Фото РИА Новости

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов попросил Совет Федерации поддержать законопроект о независимой оценке качества подготовки студентов. Законопроект предполагает введение в вузах проверочных работ по аналогии с Всероссийскими проверочными работами (ВПР) школьников.

«Провели экзамены для студентов второго курса по юриспруденции и экономике. Объективно, то есть были наши представители, студенты, никто не мог списать ничего. Оценка средняя… По экономике – три с минусом, по юриспруденции – три с плюсом после второго курса», – цитирует Кравцова агентство ТАСС.

Напомним, что эксперимент по апробированию модели объективной оценки знаний студентов идет с конца 2014 года. В январе 2015 года проверку прошли 350 студентов разных курсов из 6 вузов страны. Экзамен проводился по 10 дисциплинам. Во втором туре, в июне 2015 года, приняли участие уже 1,5 тыс. студентов из 29 высших учебных заведений. К экзамену было заявлено 60 дисциплин.

В третьем этапе эксперимента по независимой оценке знаний студентов приняли участие 93 государственных и 9 частных вузов. География участников охватила 51 регион. В качестве сторонних экспертов привлекались преподаватели других вузов.

Рособрнадзор очень заинтересован в дальнейшем развитии объективной оценки знаний, так как «срезы знаний студентов позволяют на первоначальном этапе определить реальное качество подготовки и принять меры для корректировки ситуации».

Так что эксперимент прошел, теперь нужно принять законопроект о проверочных работах для студентов. В пример для подражания Кравцов приводит Бразилию, где также вводят контрольные работы по математике, биологии, гуманитарным наукам.

То, что контроль знаний и умений студентов – один из важнейших элементов учебного процесса, ценили, кстати, еще в дореволюционной России. Уже тогда существовал способ не только независимого оценивания, но и ранжирования выпускников по результатам усвоения программы в российской системе образования. Окончить гимназию первым учеником было почетно, а выпускники военных учебных заведений даже получали право выбирать место последующей службы из предложенных им вакансий.

И все-таки для чего проводится нынешняя «независимая оценка»? По словам авторов инициативы, вузам эксперимент дает возможность получить не столько «независимую картину компетенций студентов, но и в значительной мере – внешнюю оценку работы самих учебных заведений, в том числе корректности составления рабочих программ учебных дисциплин, уровня преподавания и фондов оценочных средств. Для высших учебных заведений по итогам эксперимента готовятся аналитические записки с рекомендациями, что изменить».

Во что может вылиться проверка в дальнейшем, рассмотрим на примере Дальневосточного федерального университета (ДФВУ). Там математику уже преподает лектор из МГУ имени Ломоносова. Но это не потому, что в региональном университете нехватка преподавателей, а потому, что «высокий статус федерального университета позволяет использовать те или иные образовательные технологии». Формат видеолекций руководство вуза выбрало ради повышения качества образования и усиления подготовки студентов. Студенты должны просматривать запись лекции преподавателя из МГУ, затем выполнять практическую часть со своим местным преподавателем. В качестве отчетности они проходят тесты на семинарах и загружают ответы на портал. Только прохождение всех этих этапов дает им доступ к экзамену. На практике там не все гладко, но это тема отдельного разговора. Важен сам прецедент.

В профессиональной среде, несмотря на оптимизм руководства Рособрнадзора, к идее вузовских аналогов школьных ВПР отнеслись достаточно прохладно. Кто-то увидел в этом профанацию. Дело в том, что одно дело – школьная программа, которая дает примерно одинаковые знания. И совсем другое дело – вузы. Здесь только сдвинулся с места процесс так называемого «ниширования»: каждый университет старается выработать какое-то свое лицо, найти свою нишу. Кроме этого, курс математического анализа на матмехе СПбГУ принципиально отличается от курса математического анализа на физфаке СПбГУ, хотя и там, и там они очень высокого уровня. И это только в пределах одного вуза, напоминают эксперты. Что уж говорить про разные университеты! А узкопрофильные? Так что же будут проверять? Базовый уровень? И еще ведомство обвиняют в тотальном недоверии к профессорско-преподавательскому сообществу. И считают, что проверки будут «проводить ради проверок».         


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Наталья Савицкая

Академию на дому сегодня может открыть любой блогер или частный предприниматель

0
2136
За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

Андрей Мельников

Возможный запрет богослужений на квартирах вызвал дискуссии среди верующих и экспертов

0
2488
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3340
Студенты адаптировались к искусственному интеллекту

Студенты адаптировались к искусственному интеллекту

Елена Герасимова

Почти половина слушателей вузовских курсов активно использует ИИ

0
6950

Другие новости