Прежде чем подать заявление о приеме в вуз, стоит узнать – а не «под колпаком» ли тот у Рособрнадзора. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Рособрнадзор продолжает политику снижения числа контрольно-надзорных мероприятий на 10–15% ежегодно и переходит к профилактике, в основе которой лежит разъяснение и информирование образовательных организаций, создание условий и возможностей для выполнения ими всех требований Рособрнадзора, заявила заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Наталия Наумова на недавней встрече с негосудартсвенными вузами. Сегодня политика службы – это контроль ради развития.
Столь лояльную линию ведомство выработало в связи с новыми задачами, которые заключаются в «успешной реализации национальных проектов». По заявлению Натальи Наумовой, нацпроекты тесно связаны не только с внедрением новых технологий, но и с повышением квалификации работников реального сектора экономики. Это означает, что образовательные программы должны быть построены так, чтобы выпускники вузов владели всем перечнем самых передовых технологий, крепкими теоретическими знаниями и практическими навыками.
Сам проект приказа, о реализации которого рассказывает сегодня госпожа Наумова, был подготовлен и размещен на портале проектов нормативных актов еще осенью минувшего года. Законопроект предусматривал изменение значения целевого показателя эффективности «Доля проведенных внеплановых проверок в общем количестве проведенных проверок» и снижения его с 20% до 10%. Сегодня служба продолжает работу в этом направлении.
Напомним, что неплановые проверки проводятся по основаниям, в частности, предусмотренным законом «Об образовании». Так, поводом для такой проверки может послужить «нарушение требований законодательства об образовании, в том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов». Напомним также, что в несколько раз чаще проверяют именно негосударственные вузы. Считается, что более всего нарушений сохраняется именно в частном секторе.
Решение сократить количество проверок последовало после интенсивной критики деятельности Рособрнадзора ректорами ведущих вузов в конце прошлого года. Эксперты, которых пригласили ведущие вузы, задались тогда вопросом, к чему же привели ревизии деятельности вузов на протяжении нескольких лет, и не нашли особой связи между числом проверок и эффективностью работы вузов.
Критику Рособрнадзор признал и стал работать вместе с ректорским сообществом над реформированием системы аккредитации и лицензирования вузов. Процесс сегодня идет, хотя и очень медленно. Какими небольшими шагами, показывает такой пример.
Недавно был поднят вопрос о том, что «привязка образовательного учреждения к одному адресу при лицензировании может быть отменена». Закон об образовании сегодня говорит о том, что образовательная деятельность ведется только на основании лицензии, в приложении к которой указывается местонахождение организации. Внести эту поправку для обсуждения в правительстве РФ, по обещанию вице-премьера Татьяны Голиковой, Министерство науки и высшего образования будет готово в феврале.
С другой стороны, неэффективной зарекомендовала себя и сама практика закрытия университетов. Перед вузами, деятельность которых прекращается, встает проблема: куда девать студентов? Комитет по образованию и науке Госдумы РФ уже не раз поднимал этот вопрос, потому что обычно студентов далее переводят в какой-нибудь государственный вуз, разумеется, на платное отделение. И оказывается зачастую, что плата за обучение на платном отделении государственного вуза выше, чем в частном.
Немного поправить эту историю могло бы решение постепенного вывода студентов из вузов, признанных неэффективными. Например, закрывать их летом, чтобы у студентов была возможность завершить учебный год, а профессорско-преподавательский состав за летний период смог бы без лишней спешки найти себе новое место работы. Но пока к конкретике такого решения вплотную не подошли, вопрос сокращения числа проверок вузов – это уже приятное сообщение для части высших школ.
комментарии(0)