Нынешний глава Рособрнадзора Сергей Кравцов (на переднем плане) уверен, что «большие данные» тоже окажутся на службе ЕГЭ. Фото агентства «Москва»
На днях комитет Госдумы по образованию и науке вынес отрицательный вердикт по поводу проекта закона «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» (в части изменения формы ГИА, завершающей освоение имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования)». В нем предлагалось разрешить вузам проводить вступительные экзамены самостоятельно. Проект был внесен на рассмотрение депутатами одной из фракций. Первый заместитель председателя комитета Любовь Духанина заявила, что подобные законодательные инициативы уже выдвигались и были отклонены.
Напомним, что нынешнее решение – отголосок той ситуации, которая возникла еще весной прошлого года. Инициаторы предложения об отмене ЕГЭ исходили из посыла, что аргумент властей о равных возможностях для поступления в престижный столичный вуз любого гражданина вне зависимости от места проживания, сомнителен и морально устарел. Реальность такова, что практически жизнь в Москве – дорогое удовольствие и не каждому жителю страны она по карману. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) «уводит» будущие лучшие кадры из городов в мегаполисы. А кто в таком случае будет поднимать экономику регионов? А коррупцию же ЕГЭ, по выражению авторов предложения, так и не победил.
Инициаторов депутатского запроса поддержал спустя какое-то время президент Российской академии наук Александр Сергеев. Кстати, что для чиновника такого масштаба подобное заявление чревато. Власть должна выступать единым фронтом. Коллаборационизм не пройдет. Александр Сергеев, метнувшийся в ряды оппозиции ЕГЭ, скоро свой протест свернул. Но слова из песни уже не выкинешь. Все помнят, что он тоже призвал отказаться от системы единого государственного экзамена. Только сослался при этом на то, что система подготовки к ЕГЭ представляет собой зазубривание определенных знаний без их осмысления. Она больше напоминает натаскивание на решение определенных задач, также вырванных из контекста всего процесса обучения. Это вредит кругозору школьников и отучает их самостоятельно мыслить. В перспективе же это мешает росту будущих научных кадров в стране.
Нынешнее решение комитета Госдумы РФ публично прокомментировала Любовь Духанина. По ее мнению, разработка и утверждение заданий для государственных выпускных экзаменов отдельно в каждом субъекте не смогут обеспечить единообразных подходов к оцениванию результатов наших школьников на территории России. А это означает, что Россия потеряет справедливый и объективный механизм оценки. Кроме того, по ее словам, «в законопроекте не описываются ни порядок, ни форма проведения». Депутат уточнила, что авторы законопроекта не прикладывают финансово-экономического обеспечения, хотя в случае перевода экзаменов в вузы возникнут дополнительные затраты. Председатель Комитета по науке и образованию ГД РФ Вячеслав Никонов поддержал коллегу, напомнив, что уже «немало сделано для совершенствования ЕГЭ», проводились круглые столы, слушания, вводилось аудирование, устная часть в экзамены.
«Разговоров о ЕГЭ действительно много, но позиция комитета всегда была и остается такой: если кто-то предложит что-то лучшее, мы готовы рассматривать, естественно. Но то, что предлагается в данном законопроекте, представляется плохим решением по многим причинам, достаточно, на мой взгляд, понятным», – уверил всех Вячеслав Никонов.
На самом деле «исключительность» госэкзамена все таки уже потихоньку размывается. Все больше и больше появляется «факторов», влияющих на поступление выпускника школы. Напомним, что по-прежнему существует положение о приеме в вуз после окончания среднего профессионального учреждения без ЕГЭ. Утвержден и действует список олимпиад, и особое право при зачислении предоставляется призерам и победителям этих олимпиад школьников из перечня. Им гарантировано поступление без экзаменов или 100 баллов по выбранному предмету. Все больше вузов стремятся учитывать индивидуальные достижения ученика, к которым относятся спортивные победы, осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности, участие и (или) результаты участия поступающих в разных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых «в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности». Также сегодня влияет на поступление оценка за итоговое сочинение в выпускных классах организаций, реализующих государственные образовательные программы среднего общего образования. Так что экзамен обрастает дополнительными возможностями.
И все равно смерть ЕГЭ близка. И нанесут удар - «большие данные». Напомним, что совсем недавно мэр Москвы Сергей Собянин дал понять, какие глобальные перемены принесут новые технические возможности. База, или, как ее еще называют, «озеро больших данных» в образовании, активно собирается и хранится в течение нескольких последних лет. В ней собраны результаты школьника начиная с первого класса по последний. Здесь и успехи в дополнительном образовании, и результаты текущей успеваемости, и итоги всероссийских проверочных работ (ВВП), и многое другое. Так что в будущем, как заявил Сергей Собянин, ЕГЭ вполне может заменить портфолио учащихся, или, как его еще называют, «электронная история человека».
комментарии(1)
0
dlz 21:50 13.02.2019
Мой сын - школьник учится одновременно в МГУ. Результаты таковы, что его назначили проводить в школе часть уроков и контрольных вместо учителя. Его одноклассников гораздо больше мотивирует получить пятерку у него ,чем у преподавателя. Мотивация - вот ключ к успеху. А никак не ЕГЭ,