0
3679
Газета Образование Печатная версия

30.01.2019 16:42:00

Социологи нашли "скрытый" учебный план для дошкольников

Правильно ли насаждать с малых лет маскулинность и феминность

Тэги: дошкольное образование, школа, маскулинность, феминность, гендерное различие, гендерное неравенство


дошкольное образование, школа, маскулинность, феминность, гендерное различие, гендерное неравенство Быть девочкой в наше время непросто: от нее все ждут, что она будет только отличницей. Фото PhotoXPress.ru

В дошкольном и школьном образовании есть свой «скрытый» учебный план: воспитатели и учителя транслируют детям ряд социальных норм, «насаждая феминность и маскулинность», считают сотрудники Высшей школы экономики (НИУ). В их понимании гендерное различие формируется уже в детском саду, но «узко и по стереотипам массового сознания».

Здесь авторы исследования ВШЭ Ольга Савинская и Анастасия Чередеева продолжают линию американского социолога Майкла Киммела, который часто говорит о тотальной гендеризации общества. С точки зрения пола поляризованы многие институты: семья, образование, работа. «Именно в этих сферах доминантные определения усиливаются и репродуцируются», а дисциплинарные санкции применяются к «отклоняющимся от нормы», – считает он.

Это и есть «скрытый» учебный план по терминологии американского социолога Филипа Джексона, автора монографии «Жизнь в классе» («А Life in Classrooms»), которым пугают нас социологи ВШЭ. Джексон видел в этом феномене важные аспекты социализации учеников, не отраженные в учебном плане, но «неизбежно реализуемые его выполнением».

Например, воспитательница в детском саду учит: девочка должна всегда быть чистой и красивой, мальчики должны девочек защищать и приглядывать за ними. Нормативными девичьими увлечениями считаются музыка, пение и танцы. Самые распространенные девичьи игры – это дочки-матери. Они закрепляют привычные представления о роли женщины в семье – «о предназначении ее как матери».

Интерес к тем или иным профессиям в детском саду тоже гендеризован. «В качестве желаемых среди девочек четырех – семи лет упоминались профессии ветеринара и воспитательницы», уверены авторы. Но кроме этого на девочек переносят повышенные требования к женщинам в целом: они должны быть «отличницами» и в профессии, и в семье.

Такая позиция может ограничивать возможности девочек. Исследователи видят опасность в том, чтобы деятельность человека детерминировалась его биологическим полом. Всем детям нужно дать равные шансы в их развитии.

Мало того что девочки все время должны стремиться к совершенству и что-то доказывать обществу, они еще и менее любимы родителями. Есть разница в восприятии сыновей и дочерей, считают исследователи ВШЭ Елизавета Сивак и Иван Смирнов, изучив посты родителей в соцсетях. Сыновья оказываются популярнее, свидетельствуют они.

Социальные сети – удачный плацдарм для изучения людей. В данном случае с помощью соцсетей сотрудники ВШЭ отследили, как проявляется и воспроизводится гендерное неравенство и как в этом участвуют семьи и сетевые сообщества. Перед глазами их прошли 630 тыс. пользователей из Санкт-Петербурга в возрасте от 18 до 50 лет (2016 год). Анализировались публичные записи на личных страницах, в которых хотя бы раз упоминались дети, и изучение этих данных показало, что мальчики пользуются у родителей большей популярностью. Матери и отцы охотнее пишут о сыновьях, чем о дочерях, и активнее ставят лайки под постами о мальчиках.

Эти данные из соцсетей перекликаются с результатами других исследований, которые напоминают, что «гендерное неравенство начинается еще до рождения». Например, оно проявляется в репродуктивном поведении представителей разных стран. Например, там, где сильны устои традиционного общества, родители по-прежнему предпочитают иметь сыновей (в том числе потому, что это будущие кормильцы, опора семьи).

Исследователей интересовал вопрос, «может ли среда социальных сетей усиливать гендерное неравенство». И они получили подтверждение того, что уделять повышенное внимание сыновьям – по восприятию родителей, это нормально.

Получается, что гендерный дисбаланс влияет на детей с самого рождения, и родительское восприятие сыновей и дочерей только поддерживает его. Казалось бы, гендерные предпочтения безобидны. Ну предпочитают и предпочитают!

Однако это не так, подчеркивают Сивак и Смирнов, повышенное внимание к сыновьям и более слабое – к дочерям может убедить девочек в том, что они менее значимы для родителей. А это не только психологическая травма, но и очередное закрепление гендерного дисбаланса.      


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
10059
За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

За лучшее будущее для детей приезжих проголосовали 409 депутатов

Иван Родин

Поправками в закон об образовании Госдума протестировала взаимоотношения с правительством

0
4510
Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Госдума проламывает закон о защите школ от детей мигрантов

Иван Родин

0
3491
Студия художественной штопки

Студия художественной штопки

Истории про страховку, записки учителям и вспученный полиэстер

0
6527

Другие новости