Быть девочкой в наше время непросто: от нее все ждут, что она будет только отличницей. Фото PhotoXPress.ru
В дошкольном и школьном образовании есть свой «скрытый» учебный план: воспитатели и учителя транслируют детям ряд социальных норм, «насаждая феминность и маскулинность», считают сотрудники Высшей школы экономики (НИУ). В их понимании гендерное различие формируется уже в детском саду, но «узко и по стереотипам массового сознания».
Здесь авторы исследования ВШЭ Ольга Савинская и Анастасия Чередеева продолжают линию американского социолога Майкла Киммела, который часто говорит о тотальной гендеризации общества. С точки зрения пола поляризованы многие институты: семья, образование, работа. «Именно в этих сферах доминантные определения усиливаются и репродуцируются», а дисциплинарные санкции применяются к «отклоняющимся от нормы», – считает он.
Это и есть «скрытый» учебный план по терминологии американского социолога Филипа Джексона, автора монографии «Жизнь в классе» («А Life in Classrooms»), которым пугают нас социологи ВШЭ. Джексон видел в этом феномене важные аспекты социализации учеников, не отраженные в учебном плане, но «неизбежно реализуемые его выполнением».
Например, воспитательница в детском саду учит: девочка должна всегда быть чистой и красивой, мальчики должны девочек защищать и приглядывать за ними. Нормативными девичьими увлечениями считаются музыка, пение и танцы. Самые распространенные девичьи игры – это дочки-матери. Они закрепляют привычные представления о роли женщины в семье – «о предназначении ее как матери».
Интерес к тем или иным профессиям в детском саду тоже гендеризован. «В качестве желаемых среди девочек четырех – семи лет упоминались профессии ветеринара и воспитательницы», уверены авторы. Но кроме этого на девочек переносят повышенные требования к женщинам в целом: они должны быть «отличницами» и в профессии, и в семье.
Такая позиция может ограничивать возможности девочек. Исследователи видят опасность в том, чтобы деятельность человека детерминировалась его биологическим полом. Всем детям нужно дать равные шансы в их развитии.
Мало того что девочки все время должны стремиться к совершенству и что-то доказывать обществу, они еще и менее любимы родителями. Есть разница в восприятии сыновей и дочерей, считают исследователи ВШЭ Елизавета Сивак и Иван Смирнов, изучив посты родителей в соцсетях. Сыновья оказываются популярнее, свидетельствуют они.
Социальные сети – удачный плацдарм для изучения людей. В данном случае с помощью соцсетей сотрудники ВШЭ отследили, как проявляется и воспроизводится гендерное неравенство и как в этом участвуют семьи и сетевые сообщества. Перед глазами их прошли 630 тыс. пользователей из Санкт-Петербурга в возрасте от 18 до 50 лет (2016 год). Анализировались публичные записи на личных страницах, в которых хотя бы раз упоминались дети, и изучение этих данных показало, что мальчики пользуются у родителей большей популярностью. Матери и отцы охотнее пишут о сыновьях, чем о дочерях, и активнее ставят лайки под постами о мальчиках.
Эти данные из соцсетей перекликаются с результатами других исследований, которые напоминают, что «гендерное неравенство начинается еще до рождения». Например, оно проявляется в репродуктивном поведении представителей разных стран. Например, там, где сильны устои традиционного общества, родители по-прежнему предпочитают иметь сыновей (в том числе потому, что это будущие кормильцы, опора семьи).
Исследователей интересовал вопрос, «может ли среда социальных сетей усиливать гендерное неравенство». И они получили подтверждение того, что уделять повышенное внимание сыновьям – по восприятию родителей, это нормально.
Получается, что гендерный дисбаланс влияет на детей с самого рождения, и родительское восприятие сыновей и дочерей только поддерживает его. Казалось бы, гендерные предпочтения безобидны. Ну предпочитают и предпочитают!
Однако это не так, подчеркивают Сивак и Смирнов, повышенное внимание к сыновьям и более слабое – к дочерям может убедить девочек в том, что они менее значимы для родителей. А это не только психологическая травма, но и очередное закрепление гендерного дисбаланса.
комментарии(0)