Фото pixabay.com
«Включение онлайн-курсов в программы обучения не чья-то прихоть, а необходимость, которую диктует время», – заявил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов недавно на конференции еSTARS-2018. И назвал основные факторы, подталкивающие университеты к переменам. Вытеснение монотонного умственного труда цифровыми сервисами приведет к исчезновению профессий. Через 10 лет таких людей будет на рынке труда 15–20%. А многие профессии, освободившись от рутинного труда, станут более творческими и соответственно – более притягательными для большего количества талантливых и амбициозных молодых людей. А еще разовьется огромная группа профессий, связанных с поиском и переработкой информации. И всех надо будет обучать. И скорее всего онлайн.
Мероприятие НИУ ВШЭ и глобальной образовательной онлайн-платформы Coursera подвело итог дискуссии, которую ВШЭ затеяла еще в начале года. Тогда ректор Кузьминов рассказал о необходимости создания системы, в которой вуз был бы обязан замещать курсы преподавателей, не имеющих публикаций по своему научному направлению, качественными онлайн-курсами от сильных университетов. И вызвал переполох в академической среде. Сторонники традиционной системы обучения усмотрели в этом предложении разрушение университетских устоев и как минимум попытку лоббирования интересов ведущих вузов. Дискуссия продолжалась в течение года. На названной выше конференции тоже пытались прийти к какому-то консенсусу. Но как тут придешь, когда ситуация довольно сложная. Ведь в обществе сложилось впечатление, что онлайн-курсы просто не могут конкурировать с традиционным образованием.
Вообще, как считает автор книги «Новое образование» (2017) Кэти Дэвидсон, есть два типа университетов: те, которые «против технофобии», и те, которые «против технофилии». Одни университеты иногда сильно закрываются от новых технологий. И там некоторые преподаватели запрещают использовать на своих занятиях телефоны, ноутбуки, так как в этом видят повышение качества образования. И есть вторая позиция, которую озвучивают другие университеты: она заключается в призыве «Все в онлайн!». Вот ВШЭ, например, заявила, что в будущем планирует перейти на формат лекций онлайн. Так кто же прав?
В этом году под руководством Игоря Чирикова, профессора НИУ ВШЭ и научного сотрудника Калифорнийского университета в Беркли, был проведен эксперимент с тремя группами студентов из десяти региональных технических университетов. Студенты первой группы учились в традиционной форме, второй – слушали онлайн-лекции ведущих университетов и посещали семинары офлайн, третьей – изучали курс только онлайн. Образовательные результаты всех трех групп были измерены, и оказалось, что они практически идентичны.
В свете быстрого обновления профессий традиционные программы профобразования не успевают реагировать на запросы времени. Цифровая революция привела к тому, что конкретная квалификация, привязанная к определенной технологии, сохраняет свою «дееспособность» в среднем около пяти лет. (Еще лет двадцать назад срок был в два раза больше.) Это значит, что получение конкретной профессии в бакалавриате теряет смысл – это новое заявление Ярослава Кузьминова способно вызвать новый стопор в академической среде. А как же тогда учить? А главное – как получить диплом о высшем профессиональном образовании?
По мнению Ярослава Кузьминова, сегодня стремительно растет рынок microdegrees – микростепеней, – их можно получить, освоив за короткий срок конкретные умения и сдав профессиональный экзамен. По словам ректора, эти microdegrees на рынке найма сотрудников начинают конкурировать по значимости с университетскими дипломами.
По независимым измерениям, посещаемость лекций на старших курсах составляет в среднем менее 15%. Чтобы решить эту проблему, многие вузы переходят на интерактивный формат. Но это невозможно сделать, например, если в аудитории сидят около 200 человек. Поэтому ведущие университеты ищут какие-то новые формы обучения: индивидуальные образовательные траектории, проектное обучение, в том числе коллективные работы студентов разных направлений. При сохранении классической системы лекций и семинаров организация обучения в таких формах требует очень высокой квалификации преподавателей и больших затрат, считает Ярослав Кузьминов. Это возможно не везде. Поэтому очень многие университеты пытаются игнорировать вызовы, с которыми сталкиваются, и воспроизводить старую модель, не обращая внимания на низкую вовлеченность студентов в обучение.
На этом фоне возникают новые игроки на рынке образования: во-первых, глобальные и национальные платформы онлайн-курсов, во-вторых, частные фирмы, которые занимаются провайдингом коротких курсов, предлагая за них microdegrees. И наконец, профессиональные ассоциации и уполномоченные фирмы, которые организуют подготовку к профессиональным экзаменам и в ряде случаев тоже выдают востребованные на рынке microdegrees. И похоже, что будущее за ними, считают в ВШЭ.
комментарии(0)