Заинтересовать школьника предметом могут только увлеченные своим делом педагоги. Фото РИА Новости
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала безобразием ту ситуацию, что отсутствие педагогического образования может стать препятствием для работы педагогом. И вслед за этим министр просвещения Ольга Васильева констатировала дефицит педагогических кадров в школах. Так что судьба находящегося в данный момент на рассмотрении законопроекта о внесении правок на эту тему зависла до 2019 года.
«Есть люди, которые по душевному призванию педагоги. И не должно быть такого, когда он готов, хочет заниматься с детьми и может это делать, препятствием является то, есть педагогическое образование у него или нет», – заявила Валентина Матвиенко на недавно прошедшем заседании Совета при президенте РФ по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей. Как бы продолжая заявленную острую тему, министр просвещения РФ Ольга Васильева заявила на днях, что в стране не хватает учителей.
Напомним, что тема учителей непрофильного или непрофильного педагогического образования напрямую связана с федеральными государственными стандартами последнего поколения, требующими от учителя не только хорошей подготовки по своему предмету, но и готовности постоянно совершенствоваться в своих знаниях. Сегодня, согласно действующему законодательству, для замещения должности «учитель» достаточно наличие высшего образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. Вопрос о приеме людей с соответствующим образованием на должность учителя по другим предметам может быть рассмотрен работодателем учебного заведения самостоятельно. При этом он может руководствоваться потребностями штатного расписания, но обязан в дальнейшем озаботиться профессиональным ростом принятого на работу.
Что происходит на практике? Приведем свежие примеры. Воспитатель Ирина Серегина, работавшая с 2006 года в одном из садов города Камышин Волгоградской области, менее года назад была уволена с работы, потому что не имела соответствующего образования. При этом женщина успешно проходила курсы переподготовки воспитателей. Ее любили родители и дети. Нареканий к ней со стороны начальства не было. Претензия заключалась только в том, что, работая в данном учебном заведении, она так и не занялась своим образованием.
Или еще одна история. Недавно в Северо-Западном федеральном округе был такой же случай, когда на работу в спортивную школу приняли ее выпускника. Парень проучился в той школе восемь лет, хороший спортсмен, мастер спорта, чемпион региона. Но... на занятии у тренера его ученик получил травму. Понятно, что травмы получают и у тренеров с дипломами. Но повод придраться к руководителю такие случаи дают.
Педагог по призванию – это, конечно, тот, о котором мечтает любой родитель для своего ребенка. Каждый успешный человек обязательно вспомнит историю о том, что толчок для его развития дал умный наставник. Вот недавно и сам глава государства Владимир Путин, выступая на ярославском форуме профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ», рассказал детям о своем учителе. Интерес к математике у него пробудил преподаватель института, который пришел со стороны и организовал в школе кружок.
То, что поднять ребенка на школьные подвиги как вчера, так и сегодня может только человек, увлеченный своим делом, ни у кого не вызывает сомнения. Тем не менее подкрепим эту гипотезу данными некоторых исследований. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) регулярно проводит опросы населения об учителях. Что ценят родители в педагогах более всего? Что важней – профессионализм учителя или его отношение к детям? Это те темы, которые часто обсуждает их аудитория. Интересный момент заключается в том, что в 2014 году на первое место родители ставили любовь к детям. А затем уже какие-то профессиональные качества педагога. Исследование 2018 года выявило изменения в настроениях родительского сообщества. Сегодня на первый план выходит профессионализм – 33%, и только затем уже любовь к детям – 28%. Любопытно, что когда опрос проводят среди учителей, то любовь к детям вообще уходит на третье место. В этой среде еще более ценят профессиональные качества коллег. Ну и, конечно, их человеческие качества: терпение, выдержку, юмор и так далее.
Поэтому, с одной стороны, требования к профессиональным качествам педагога будут только возрастать. Нынешних детей еще более, чем детей прошлых поколений, важно мотивировать к обучению. А это сможет сделать только хорошо знающий свой предмет профессионал. С другой стороны, те педагогические задачи, которые сегодня подбрасывает школе окружающая действительность, тоже как-то надо решать. И такой предмет, как педагогика, приобретает еще больший вес. Компромисс уже найден: брать «непедагогов» и учить.
комментарии(0)