0
4521
Газета Образование Печатная версия

12.12.2018 16:45:00

Домашнее задание: отменить нельзя оставить

Новые американские исследования подрывают устои отечественной педагогики

Тэги: школа, домашнее задание, исследование, образование, реформы


школа, домашнее задание, исследование, образование, реформы Выдержать после посещения нескольких кружков еще и домашние уроки – под силу не каждому. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Более половины родителей, опрошенных «Mail.ru Дети», признались, что им приходилось делать уроки вместо своих детей. Исследование проводилось среди 8,2 тыс. пользователей проекта. У большинства респондентов (72%) в семье только один ребенок. У более половины (67%) опрошенных дети учатся в начальной школе.  В профессиональной среде обсудили поднятый вопрос. 

Чаще всего родители приступают к заданиям по математику (32%), иностранному (28%) и русскому (26%). Еще это часто бывает изобразительное искусство (25%) и литература (19%),  отметили авторы исследования. Рейтинг предметов, которые чаще всего требуют их внимания и помощи, по результатам опросов выглядит так. Самые сложные – математика (72%) и русский язык (70%). За ними идут иностранный язык (50%), чтение (36%), природоведение и алгебра (оба по  19%).

Заметим, что тема домашнего задания поднимается регулярно. Более того, дискуссионной она была на протяжении веков. Целесообразность «домашних уроков» в свое время оспаривал Лев Толстой. А «за» ратовал Константин Ушинский. После 1917 года домашние задания не были обязательными для учеников. Таковыми  они стали с начала 30-х годов.  

 В нынешние времена тема не дает покоя не только в РФ. Например, несколько лет назад Ассоциация учителей и лекторов Великобритании призвала правительство отменить домашнюю работу в младших классах, поскольку ее выполнение вызывает у учеников слишком сильный стресс. Целесообразность их предложения подтвердило исследование американских ученых. Ученые из Университета Дьюка в Северной Каролине пришли к выводу, что выполнение домашней работы не улучшает оценок  школьников младших классов. Исследователи в течение 16 лет наблюдали за школьниками и оценивали их успеваемость в зависимости от объема домашней работы. Выяснилось, что количество часов, проведенных за выполнением домашних заданий, никак не сказывается на результатах контрольных тестов.

У нас вопрос поднимался на самом высоком уровне. Так, в 2013 году учителя одной из московских школ на встрече с президентом Владимиром Путиным предложили нормативно закрепить право учеников добровольно выполнять домашнее задание. А менее полугода назад в Госдуме РФ опять звучало предложение вовсе отменить домашние уроки.

И вот теперь новый виток разговоров спровоцировали опросы интернет-сервиса. Хотя брожения умов в среде государственных чиновников они пока не вызвали, зато в профессиональной среде властям досталось на орехи. Припомнили все. И то, в частности, что на Западе создание виртуальных телевизионных дикторов и ведущих может легко трансформироваться в виртуальных учителей, а в России весь цифровой прогресс идет на обслуживание «контроля». Отстает-де отечественное образование по реформам в силу ряда причин от мировых трендов развития в сфере применения современных технологий. Отсюда и проблемы. Обвинили в чрезмерных нагрузках и натаскивании на ЕГЭ. Подняли и тему «самообмана» – что-де нездоровая родительская конкуренция ведет к этому. В понимании родителя домашка должна быть выполнена «любой ценой».

И «наезд» отчасти справедлив. Действительно, для ребенка, который записан сразу в несколько секций и кружков, домашнее задание – это обременительная ноша. Освобождение от всех этих секций происходит ближе к 8 часам вечера. Ну, какие уж тут домашние уроки. Уже и родители выдохлись, и ребенок никакой.

Кроме того, домашнее задание – это огромная психологическая нагрузка на семью. Много ли вы знаете мам и пап, которые ни разу не сорвались на крик, выполняя со своими чадами задание? В этой ситуации гораздо проще выполнить задание самому и загнать ребенка в кровать: «Все! Спать!»

Между тем те, кто учился в педагогическом институте в советские времена, помнят еще со студенческой скамьи, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10–12 часов после восприятия. А через час после завершения урока ученик в лучшем случае может воспроизвести около 44% слов, через 2,5–8 часов – только 28%. Так что домашние задания способствуют переходу знаний обучающихся из оперативной памяти в долговременную. Думается, мало что изменилось с тех пор. И кстати, с вводом гаджетов тоже. А может, с их введением вопрос встанет еще более остро.

Недавно американские психологи доказали справедливость расхожего представления о том, что мобильные телефоны, планшеты и другие электронные гаджеты мешают детям справляться с домашним заданием. «Родителям крайне важно понимать то, что чем больше их дети контактируют с разными цифровыми гаджетами, тем сильнее их негативное влияние не только на успешность детей в учебе, но и на целеустремленность, стремление познавать новое и умение сохранять самообладание», – заявила Стефани Рюст (Stephanie Ruest) из Брауновского университета (США). В их опросах приняло участие свыше 64 тыс. юных американцев в возрасте от 6 до 17 лет, о чьей успеваемости в школе и  увлечении гаджетами ученым рассказали их родители. Выборка довольно внушительная.

Конечно, домашнее задание не уйдет в прошлое, но вот от излишне формального подхода к нему точно придется в будущем отказаться.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Архиепископа Кентерберийского готовы искать среди женщин

Милена Фаустова

Церковь Англии накануне выборов  нового примаса

0
2751
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1783
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3149
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
6575

Другие новости