Выдержать после посещения нескольких кружков еще и домашние уроки – под силу не каждому. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Более половины родителей, опрошенных «Mail.ru Дети», признались, что им приходилось делать уроки вместо своих детей. Исследование проводилось среди 8,2 тыс. пользователей проекта. У большинства респондентов (72%) в семье только один ребенок. У более половины (67%) опрошенных дети учатся в начальной школе. В профессиональной среде обсудили поднятый вопрос.
Чаще всего родители приступают к заданиям по математику (32%), иностранному (28%) и русскому (26%). Еще это часто бывает изобразительное искусство (25%) и литература (19%), отметили авторы исследования. Рейтинг предметов, которые чаще всего требуют их внимания и помощи, по результатам опросов выглядит так. Самые сложные – математика (72%) и русский язык (70%). За ними идут иностранный язык (50%), чтение (36%), природоведение и алгебра (оба по 19%).
Заметим, что тема домашнего задания поднимается регулярно. Более того, дискуссионной она была на протяжении веков. Целесообразность «домашних уроков» в свое время оспаривал Лев Толстой. А «за» ратовал Константин Ушинский. После 1917 года домашние задания не были обязательными для учеников. Таковыми они стали с начала 30-х годов.
В нынешние времена тема не дает покоя не только в РФ. Например, несколько лет назад Ассоциация учителей и лекторов Великобритании призвала правительство отменить домашнюю работу в младших классах, поскольку ее выполнение вызывает у учеников слишком сильный стресс. Целесообразность их предложения подтвердило исследование американских ученых. Ученые из Университета Дьюка в Северной Каролине пришли к выводу, что выполнение домашней работы не улучшает оценок школьников младших классов. Исследователи в течение 16 лет наблюдали за школьниками и оценивали их успеваемость в зависимости от объема домашней работы. Выяснилось, что количество часов, проведенных за выполнением домашних заданий, никак не сказывается на результатах контрольных тестов.
У нас вопрос поднимался на самом высоком уровне. Так, в 2013 году учителя одной из московских школ на встрече с президентом Владимиром Путиным предложили нормативно закрепить право учеников добровольно выполнять домашнее задание. А менее полугода назад в Госдуме РФ опять звучало предложение вовсе отменить домашние уроки.
И вот теперь новый виток разговоров спровоцировали опросы интернет-сервиса. Хотя брожения умов в среде государственных чиновников они пока не вызвали, зато в профессиональной среде властям досталось на орехи. Припомнили все. И то, в частности, что на Западе создание виртуальных телевизионных дикторов и ведущих может легко трансформироваться в виртуальных учителей, а в России весь цифровой прогресс идет на обслуживание «контроля». Отстает-де отечественное образование по реформам в силу ряда причин от мировых трендов развития в сфере применения современных технологий. Отсюда и проблемы. Обвинили в чрезмерных нагрузках и натаскивании на ЕГЭ. Подняли и тему «самообмана» – что-де нездоровая родительская конкуренция ведет к этому. В понимании родителя домашка должна быть выполнена «любой ценой».
И «наезд» отчасти справедлив. Действительно, для ребенка, который записан сразу в несколько секций и кружков, домашнее задание – это обременительная ноша. Освобождение от всех этих секций происходит ближе к 8 часам вечера. Ну, какие уж тут домашние уроки. Уже и родители выдохлись, и ребенок никакой.
Кроме того, домашнее задание – это огромная психологическая нагрузка на семью. Много ли вы знаете мам и пап, которые ни разу не сорвались на крик, выполняя со своими чадами задание? В этой ситуации гораздо проще выполнить задание самому и загнать ребенка в кровать: «Все! Спать!»
Между тем те, кто учился в педагогическом институте в советские времена, помнят еще со студенческой скамьи, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10–12 часов после восприятия. А через час после завершения урока ученик в лучшем случае может воспроизвести около 44% слов, через 2,5–8 часов – только 28%. Так что домашние задания способствуют переходу знаний обучающихся из оперативной памяти в долговременную. Думается, мало что изменилось с тех пор. И кстати, с вводом гаджетов тоже. А может, с их введением вопрос встанет еще более остро.
Недавно американские психологи доказали справедливость расхожего представления о том, что мобильные телефоны, планшеты и другие электронные гаджеты мешают детям справляться с домашним заданием. «Родителям крайне важно понимать то, что чем больше их дети контактируют с разными цифровыми гаджетами, тем сильнее их негативное влияние не только на успешность детей в учебе, но и на целеустремленность, стремление познавать новое и умение сохранять самообладание», – заявила Стефани Рюст (Stephanie Ruest) из Брауновского университета (США). В их опросах приняло участие свыше 64 тыс. юных американцев в возрасте от 6 до 17 лет, о чьей успеваемости в школе и увлечении гаджетами ученым рассказали их родители. Выборка довольно внушительная.
Конечно, домашнее задание не уйдет в прошлое, но вот от излишне формального подхода к нему точно придется в будущем отказаться.
комментарии(0)