0
4572
Газета Образование Печатная версия

12.12.2018 16:45:00

Домашнее задание: отменить нельзя оставить

Новые американские исследования подрывают устои отечественной педагогики

Тэги: школа, домашнее задание, исследование, образование, реформы


школа, домашнее задание, исследование, образование, реформы Выдержать после посещения нескольких кружков еще и домашние уроки – под силу не каждому. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Более половины родителей, опрошенных «Mail.ru Дети», признались, что им приходилось делать уроки вместо своих детей. Исследование проводилось среди 8,2 тыс. пользователей проекта. У большинства респондентов (72%) в семье только один ребенок. У более половины (67%) опрошенных дети учатся в начальной школе.  В профессиональной среде обсудили поднятый вопрос. 

Чаще всего родители приступают к заданиям по математику (32%), иностранному (28%) и русскому (26%). Еще это часто бывает изобразительное искусство (25%) и литература (19%),  отметили авторы исследования. Рейтинг предметов, которые чаще всего требуют их внимания и помощи, по результатам опросов выглядит так. Самые сложные – математика (72%) и русский язык (70%). За ними идут иностранный язык (50%), чтение (36%), природоведение и алгебра (оба по  19%).

Заметим, что тема домашнего задания поднимается регулярно. Более того, дискуссионной она была на протяжении веков. Целесообразность «домашних уроков» в свое время оспаривал Лев Толстой. А «за» ратовал Константин Ушинский. После 1917 года домашние задания не были обязательными для учеников. Таковыми  они стали с начала 30-х годов.  

 В нынешние времена тема не дает покоя не только в РФ. Например, несколько лет назад Ассоциация учителей и лекторов Великобритании призвала правительство отменить домашнюю работу в младших классах, поскольку ее выполнение вызывает у учеников слишком сильный стресс. Целесообразность их предложения подтвердило исследование американских ученых. Ученые из Университета Дьюка в Северной Каролине пришли к выводу, что выполнение домашней работы не улучшает оценок  школьников младших классов. Исследователи в течение 16 лет наблюдали за школьниками и оценивали их успеваемость в зависимости от объема домашней работы. Выяснилось, что количество часов, проведенных за выполнением домашних заданий, никак не сказывается на результатах контрольных тестов.

У нас вопрос поднимался на самом высоком уровне. Так, в 2013 году учителя одной из московских школ на встрече с президентом Владимиром Путиным предложили нормативно закрепить право учеников добровольно выполнять домашнее задание. А менее полугода назад в Госдуме РФ опять звучало предложение вовсе отменить домашние уроки.

И вот теперь новый виток разговоров спровоцировали опросы интернет-сервиса. Хотя брожения умов в среде государственных чиновников они пока не вызвали, зато в профессиональной среде властям досталось на орехи. Припомнили все. И то, в частности, что на Западе создание виртуальных телевизионных дикторов и ведущих может легко трансформироваться в виртуальных учителей, а в России весь цифровой прогресс идет на обслуживание «контроля». Отстает-де отечественное образование по реформам в силу ряда причин от мировых трендов развития в сфере применения современных технологий. Отсюда и проблемы. Обвинили в чрезмерных нагрузках и натаскивании на ЕГЭ. Подняли и тему «самообмана» – что-де нездоровая родительская конкуренция ведет к этому. В понимании родителя домашка должна быть выполнена «любой ценой».

И «наезд» отчасти справедлив. Действительно, для ребенка, который записан сразу в несколько секций и кружков, домашнее задание – это обременительная ноша. Освобождение от всех этих секций происходит ближе к 8 часам вечера. Ну, какие уж тут домашние уроки. Уже и родители выдохлись, и ребенок никакой.

Кроме того, домашнее задание – это огромная психологическая нагрузка на семью. Много ли вы знаете мам и пап, которые ни разу не сорвались на крик, выполняя со своими чадами задание? В этой ситуации гораздо проще выполнить задание самому и загнать ребенка в кровать: «Все! Спать!»

Между тем те, кто учился в педагогическом институте в советские времена, помнят еще со студенческой скамьи, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10–12 часов после восприятия. А через час после завершения урока ученик в лучшем случае может воспроизвести около 44% слов, через 2,5–8 часов – только 28%. Так что домашние задания способствуют переходу знаний обучающихся из оперативной памяти в долговременную. Думается, мало что изменилось с тех пор. И кстати, с вводом гаджетов тоже. А может, с их введением вопрос встанет еще более остро.

Недавно американские психологи доказали справедливость расхожего представления о том, что мобильные телефоны, планшеты и другие электронные гаджеты мешают детям справляться с домашним заданием. «Родителям крайне важно понимать то, что чем больше их дети контактируют с разными цифровыми гаджетами, тем сильнее их негативное влияние не только на успешность детей в учебе, но и на целеустремленность, стремление познавать новое и умение сохранять самообладание», – заявила Стефани Рюст (Stephanie Ruest) из Брауновского университета (США). В их опросах приняло участие свыше 64 тыс. юных американцев в возрасте от 6 до 17 лет, о чьей успеваемости в школе и  увлечении гаджетами ученым рассказали их родители. Выборка довольно внушительная.

Конечно, домашнее задание не уйдет в прошлое, но вот от излишне формального подхода к нему точно придется в будущем отказаться.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
10802
5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

В школах появятся комиссии, которые займутся роддержанием авторитета педагогов

0
7214
В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
14077
Грядет ли время рептилоидов

Грядет ли время рептилоидов

Сергей Макин

Рассуждения о легендах и мифах в связи с наступающим годом Змеи

0
21253

Другие новости