В эпоху цифровых технологий школа без учителей-мужчин выглядит ущербной. Фото Интерпресс/PhotoXPress
Технологии изменят гендерное соотношение в учительских коллективах. В будущем в школы придут работать больше мужчин. Доверия педагогу со стороны властей все меньше, а разговоры о роботизации образования все настойчивее. Таковы основные темы октября – месяца профессионального учительского праздника.
Октябрь – традиционно время размышления о судьбах школы. В октябре выбирают лучшего педагога страны. И в этом же месяце учительство отмечает свой профессиональный праздник. В этом году в профессиональном конкурсе «Учитель года» победил Алихан Динаев из Грозного, и в пятерке лучших педагогов страны не оказалось ни одной женщины. Случайность это или нет? Эксперты относят это к «закономерной» случайности.
Во-первых, «нашествие» мужчин – это важно и выгодно для престижа профессии. Общеизвестный факт: как только профессия становится менее оплачиваемой – из нее тут же уходят мужчины. А в коллективах наших школ долгие годы существует гендерный перекос. Отчасти появление мужской пятерки – свидетельство технологизации процесса преподавания в школе, когда профессия вдруг становится интересной для сильной половины человечества.
Так что большинство мероприятий и круглых столов в этом октябре крутились и крутятся вокруг темы технологизации и цифровизации школы. Помешать этому процессу могут только интересы других отраслей. Например, участники круглого стола «Учитель в цифровую эпоху» (в МИА «Россия сегодня») сошлись во мнении, что внедрение в школу технических новинок может не одобрять только Минпромторг. Он, по мнению директора ГАОУ «Школа № 548 «Царицыно» Ефима Рачевского, скоро начнет бунтовать, потому что электронный учебник остановит торговлю ранцами и канцелярией.
Роботизация образовательной системы – это, конечно, привлечение в школу мужчин. Роботы позволят сэкономить до 40% фонда заработной платы, но полноценной замены учительского труда все равно не произойдет. Они – ассистенты учителя. Эту же мысль развил и советник директора Института цифрового образования Московского городского педагогического университета (МГПУ) Василий Буров. Он напомнил, что массажные кресла не лишили работы массажистов. А роботы в ресторанах вместо официантов после пика интереса почти сразу же лишили эти заведения постоянных посетителей. Чем дольше человек общается с роботом, тем ценнее ему кажется общение с человеком.
К тому же напомним, что современные дети не способны воспринимать чтение с электронных носителей так же, как эмоциональное чтение в исполнении близких людей. Живая речь, живое общение – это мощный фактор в обучении. В то же время, отметили эксперты, цифровизация меняет систему образования.
Например, ушел эпистолярный жанр, но появилось короткое эсэмэсное письмо. Оно практически замена диктантов. Дети теперь много и постоянно пишут. Техника их правит. Это ли не мечта учителя?
Цифровые материалы ценны для индивидуализации обучения, считают большинство экспертов. Они приучают ребенка к самостоятельности. Они позволяют школьнику увидеть всю траекторию обучения. Каждый ученик начинает понимать – зачем ему нужен следующий шаг.
Интересны рассуждения экспертов относительно перспектив традиционного урока. Часть экспертов считают, что фактически урок как форма трансляции знаний и навыков уже умер. Бюрократически он умрет с приходом революционно настроенного министра. Другие эксперты придерживаются той точки зрения, что традиционный урок с преподавателем будет всегда, только в слегка трансформированном виде. А третьи уверены, что переходный период урока от жизни к смерти займет не более 10 лет.
Пока эксперты-учителя дают волю собственной фантазии, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) старается реализовать все новые и новые проекты. Он в полной боевой готовности: в устремлении проверять всегда и всех.
Рособрнадзор анонсировал всероссийское исследование компетенции учителей. Об этом говорится в сообщении агентства РБК со ссылкой на ведомство. В новом исследовании примут участие около 18 тыс. педагогов из 45 российских регионов, в каждом из которых будут организованы площадки, где учителям предстоит выполнять специальные задания по предметам, преподаваемым в школах. Параллельно педагоги будут отвечать на вопросы анкеты, часть которых направлена на выявление психолого-педагогических аспектов деятельности учителя, сообщатся в документе.
В 2019 году по планам Рособрнадзора будет еще одна проверка. Куда более масштабная, она затронет 40 тыс. педагогов из 70 регионов России.
Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий назвал целью исследования, которое затеял Рособрнадзор, попытку убедить общественность и власть в недостаточном профессионализме учителей России. Он назвал проверки ведомства полезной вещью для тех, кто будет их разрабатывать и проводить.
По словам Луховицкого, исследование Рособрнадзора – абсолютно бессмысленное, потому что «заранее предполагает невозможность использовать его результаты». «Это исследование задумано теми, кто школу не знает, кто в школе не работал и оценивать работу педагога не может в принципе», – пояснил он.
комментарии(0)