Во всем мире акцент делается не только на разнообразии, но и на привлекательности образовательных услуг. А в России еще и на духовности. Фото агентства «Москва»
Вузы России отличает высокое профессиональное содержание образования, ориентация на инновационность и устойчивое развитие региона. К таким выводам пришли ученые Тюменского государственного университета Ирина Емельянова и Людмила Волосникова, проанализировав миссии ведущих российских и зарубежных вузов. В выборку вошли 159 зарубежных вузов, занимающих высокие места в Шанхайском рейтинге, и 47 российских вузов – членов ассоциации классических университетов.
Как пояснила заведующая кафедрой общей и социальной педагогики ТюмГУ Ирина Емельянова, в поиск «идеи университета» включены не только ученые и политики, но и сами университеты. «Обучающая и исследовательская функции, описанные Вильгельмом фон Гумбольдтом, остаются визитной карточкой классического университета. Продолжает быть актуальной традиционная для университетов тема формирования у студентов новых способов мышления, – подчеркивает эксперт. – Признаком новой эпохи в реализации обучающей функции стала тема создания образовательных сервисов как системы услуг, направленных на удовлетворение образовательных потребностей населения. Свою миссию классические университеты видят в том, чтобы продвигать знания по всему миру. Однако знание стало рассматриваться скорее не как общественное, а как «частное благо», которое можно продать».
По мнению исследователей, глобальная информационная революция позволила вузам расширять зоны своего влияния. В продвижении знаний по всему миру безусловное лидерство принадлежит вузам Северной Америки. Акцент делается не только на разнообразии, но и на привлекательности образовательных услуг. «Для того чтобы российские вузы соответствовали мировым трендам, необходимы «инвестиции в репутацию», – уверена Ирина Емельянова. – Репутация вуза часто является основанием для выбора места и формы обучения».
Вообще надо отметить, что исследования, которые проводятся в университете, охватывают самые широкие сферы: образование, культуру, социальную сферу, профессиональные технологии, экологию, медицину. Новые ориентиры, как утверждают ученые ТюмГУ, связаны с направленностью исследований на решение глобальных мировых проблем.
По мнению исследователей, позиционируя свои лидерские амбиции в определенных научных сферах, зарубежные вузы ориентируются на глобальные проблемы и международное лидерство. Российские же университеты отличаются своей заявкой на инновационность результатов исследования. Принципиальное значение для российских университетов имеет применение результатов исследования: способность к производству инноваций делает университет конкурентоспособным в промышленности, бизнесе, социальной сфере.
«Российские университеты отличает высокий удельный вес профессиональной функции. Результаты высшего образования стали трактоваться в терминах профессиональных компетенций, – поясняет соавтор исследования, директор Института психологии и педагогики ТюмГУ Людмила Волосникова. – Развитие профессиональной функции связано со стремлением российских университетов сохранить лидирующие позиции в регионе. Повышение социально-экономической роли регионов приводит к тому, что университет оказывается в центре развития региона, более того, современный университет не может развиваться и жить вне регионального социума. В свою очередь, в регионах возрастает степень доверия к университетам, признание их экспертного потенциала в различных сферах деятельности».
В сфере реализации социокультурной функции по традиции поддерживается тема социального служения обществу, нации, миру. По оценкам ученых, российские университеты отличает духовный компонент социально-культурной деятельности. Зарубежные вузы, обращаясь к теме духовности, делают акцент на развитии духа свободы, духа энтузиазма в сфере исследований.
Наиболее солидарны современные университеты в признании необходимости работать над личностным и интеллектуальным ростом студентов. Задача педагогов – воспитать страсть к непрерывному обучению, оказать помощь в реализации личных амбиций. «Российские университеты в воспитании студентов выделяют в качестве приоритетной задачу воспитания конкурентоспособной личности, – отмечает Ирина Емельянова. – Тема конкурентоспособности не является традиционной для воспитания личности в системе российского образования. Более того, она в определенной степени противоречит гуманистическим традициям, характерным для отечественной высшей школы».
Анализируя миссии университетов, исследовательницы из ТюмГУ отметили, что в текстах миссий университетов не нашла своего отражения экспертная функция. Реализация данной функции связана со способностью университетов давать профессиональные оценки и строить научно обоснованные прогнозы в различных сферах деятельности.
Комментируя это исследование, начальник отдела по взаимодействию с вузами Федерального государственного автономного научного учреждения «Центр социологических исследований» («Социоцентр») Антон Стативка отметил, что с темой миссии университетов тесно связана и задача вхождения отечественных вузов в топ-100 инновационных вузов мира и оценки их инновационности через призму рейтингов.
«Эксперты отмечают, что, когда мы говорим о рейтингах, необходимо учитывать методологию их составления, – говорит Стативка. – Если за последние годы количество публикаций наших университетов в научных журналах, индексируемых базами данных Web of Science Core Collection и Scopus, значительно возросло, то количество патентов, получаемых за рубежом, не очень велико. Но, согласитесь, это совсем не значит, что у нас нет никаких инноваций. Еще один обязательный момент при составлении рейтингов – отбор ранжируемых университетов. Скажем, в рейтинге Top 100 Innovative Universities, представленном год назад компанией Reuters, нет ни одного российского вуза. Но нет их там опять же не потому, что в российских вузах не занимаются инновациями, а в силу специфики отбора. Так, составители рейтинга отбирают 600 организаций, имеющих наибольшее число публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science Core Collection. При этом нормирования на количество студентов или сотрудников университета не производится. Таким образом, небольшой вуз имеет мало шансов попасть в этот рейтинг».
По мнению Антона Стативки, оценить инновационность российских университетов на основе международных рейтингов можно будет не раньше 2020 года, когда проявится накопленный эффект от стартовавших в 2010-х годах различных программ государственной поддержки университетов (комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, развитие инновационной инфраструктуры, программа мегагрантов, Проект 5-100, Национальная технологическая инициатива и т.д.).
комментарии(0)