Парадокс, но потеря интереса ребенка к чтению происходит в период с 9 до 16 лет, когда начинаются уроки литературы. Фото агентства «Москва»
В современном мире меняется роль библиотекаря. Сегодня это уже не тот человек, кто стоит на раздаче книг. И не тот, кто с легкой руки некоторых директоров отечественных школ из учителя-предметника по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) превратился в «заведующего книгами». Скорее всего будущее за педагогом-библиотекарем. Об этом заявили эксперты на пресс-конференции, посвященной презентации месячника школьных библиотек.
Отечественные специалисты вместе с коллегами из Международной ассоциации школьных библиотек в России проведут месячник, который направлен на приучение детей к чтению. В нынешнем году в нем участвуют свыше 30 стран.
«Месячник – это время привлечения всеобщего внимания к школьным библиотекам, которым сегодня нужна поддержка. Мы должны убедить в этом политиков, руководителей, учителей, родителей, издателей и многих других», – обратилась к российским участникам по телемосту экс-президент Международной ассоциации школьных библиотек Дилджита Сингха.
За рубежом еще 15 лет назад, трансформируя школьных библиотекарей в педагогов-библиотекарей, поставили задачу – сделать их лидерами и агентами перемен в образовательных сообществах, дав им опережающее образование. Во многих странах мира (Великобритании, Южной Корее, Австралии и др.) были созданы системы непрерывного образования школьных библиотекарей, которые позволили организовать их переподготовку. И в этих процессах активную роль сыграли мощные профессиональные ассоциации. Благодаря этому педагоги-библиотекари стали полноценными членами педагогического сообщества, создали и развивают эффективную среду обучения в школах.
В США, например, «Стандарт учащегося» – это прежде всего стандарт по информационной грамотности ученика. Первый вариант этого документа был принят более 15 лет назад.
И библиотекари во всем мире понимают информатику как науку об информационных процессах – в природе, в обществе, в человеке. И уже много лет существует четкое разделение между задачами предметника по информатике, который развивает компьютерную грамотность, и задачами педагога-библиотекаря, предметом заботы которого является прежде всего развитие информационной грамотности. Наши же директора школ порой облегченно понимают сущность новой профессии педагога-библиотекаря и в условиях оптимизации образования переводят на эту должность учителей информатики и математики. Но, как надеются эксперты, это практика скоро уйдет.
Но и нам есть чем гордиться. Сегодня у нас в стране почти 40% школ имеют в своих библиотеках более 10 тыс. наименований книг. В мире такого нет. Очень мало стран, где вот так оснащены библиотеки, заметили эксперты. Между тем важно понимать, что там, где хорошие библиотеки в школах, уровень читательской грамотности значительно выше.
Преодолеть кризис детского чтения помогут ряд проектов, в том числе и проект, предложенный президентом Российской ассоциации школьных библиотек Татьяной Жуковой. По словам руководителя ассоциации, его она «подсмотрела» в Китае. Школьники Поднебесной также демонстрируют очень высокие достижения в чтении. Смысл проекта, который называется «Читающая мама», заключен в том, что восприятие текста, который читает ребенку его мама, запоминается и понимается лучше, чем текст, зачитанный с электронного носителя. Это доказано и подтверждено многочисленными исследованиями.
Преодолеть потерю интереса к чтению поможет и гендерный подход. Как заметила Галина Ковалева, заведующая Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования (РАО), исследования показывают, что в семьях мальчиков, как правило, меньше библиотеки, чем в семьях девочек. И мальчикам меньше читают, чем девочкам.
Кстати, как говорят эксперты, в школе потеря интереса ребенка к чтению происходит в период с 9 до 16 лет, когда сразу после начальной школы начинаются уроки литературы. И учителям литературы уже некогда заниматься непосредственно чтением вслух. Что же предпринимают за рубежом в этот момент потери читательского интереса у ребенка? Сопровождают его в библиотеке. «Я сама видела в Австралии, – рассказала Татьяна Жукова, – как индивидуальная помощь ребенку оказывается педагогом-психологом, который освоил работу со старшеклассниками».
Так что библиотекаря рано списывать со счетов.
комментарии(0)