Как показывают социологические исследования, женщины – движущая сила креативных индустрий. Фото агентства «Москва»
Дополнительное образование – главный тренд развития образования в XXI веке. Но сегодня наблюдается сокращение числа кружков творческой направленности. Тенденция настораживает, потому что за счет развития креативных индустрий сегодня происходит диверсификация экономики, развитие малого и среднего предпринимательства. О том, каково состояние дел в данном секторе экономики, как раз и зашла речь на Евразийском женском форуме в Санкт-Петербурге.
На заседании круглого стола «Женщины в развитии креативных индустрий», организованного при участии Министерства промышленности и торговли РФ, говорили об улучшении состояния дел в данном секторе экономики. Отмечалось, в частности, о том, что сектор креативных индустрий (КИ) в мире растет опережающими темпами – даже во время спада он прибавлял 14%. При этом в развитых странах его доля в ВВП составляет от 5 до 9%. И дальнейшее развитие их – ответ на цифровую трансформацию и вызванные ею изменения структуры занятости. В России у этого процесса есть своя особенность – развитие креативных индустрий имеет децентрализованный характер. Но благодаря политике, проводимой в последнее время, многое начинает меняться уже сегодня.
Напомним, что креативные индустрии вбирают в себя весь спектр продуктов и сервисов культурного назначения, включая кино и ТВ, дизайн и архитектуру, рекламу и маркетинг, моду и т.д.
Сегмент КИ полтора года назад создавал 3% мирового ВВП и занимал 1% экономически активного населения мира. На страны АТР приходилось 33% рынка, или 743 млрд долл., на Европу – 32% (709 млрд долл.), на Северную Америку – 28% рынка (620 млрд долл.). В Лондоне и Берлине доля КИ в ВВП города достигает 6 и 8% соответственно, а, например, в Санкт-Петербурге этот показатель составляет 1%.
Очень часто, говоря об успехах, приводят в пример Катар, где власти выбрали развитие креативных индустрий как одну из мер по снижению от нефтяной зависимости. По оценкам Центра стратегических разработок (ЦСР), вполне реалистично достижение доли КИ в ВВП России на уровне 8,5% к 2024 году и 10% – к 2035-му. Что нужно для этого?
Как минимум необходимо введение понятия креативных индустрий в законодательство, выработка стратегии их развития в каждом регионе, создание креативных кластеров, а также бизнес-инкубаторов при федеральных вузах, соответствующая перестройка образовательной сферы, льготное кредитование, популяризация и поддержка экспорта КИ. Речь также должна идти о реформировании системы образования – начиная с ранних этапов (детских садов) вплоть до аспирантур. Как считают эксперты, нужна целенаправленная деятельность по формированию навыков работы с людьми, навыков создания своего бизнеса и активного отношения к жизни, таковы предложения на сегодняшний день.
Как заметила Донна Таль, стратегический менеджер в области фаундрайзинга для креативных технологий в бизнесе Фонда финансирования креативных технологий (Франция), большое значение имеет здесь обучение старшего поколения, которое тоже не чуждо творчества. Особенно после выхода на пенсию. И чаще всего здесь встает вопрос: как начать работать в области креативных индустрий? «Нельзя начать с пустого места, – заметила Донна Таль. – Креативные индустрии способствуют формированию привлекательного имиджа страны. Многие государства, например Британия, Япония и Сингапур, запускают целые кампании, которые продвигают достижения креативного сектора страны за рубежом».
Ее коллега Моника Карко, старший сотрудник по вопросам промышленного развития ЮНИДО (Италия), отметила, что основная движущая сила развития креативных индустрий – дети, молодежь и женщины. К 2020 году креативность займет третье место в списке навыков, которые будут необходимы современному специалисту. В развитых странах количество специалистов, занятых в КИ, уже сегодня превышает число специалистов, занятых в финансовом секторе.
И в России начинают понимать значение креативных индустрий, об этом тоже много говорилось на форуме. Причем, согласно опросам, женщины являются движущей силой данного процесса.
Креативность необходима и для развития инноваций, хотя принято считать, что инновации базируются на высокотехнологическом производстве. Так, например, iPhone – на 30% инженерная и математическая мысль, а на 70% – дизайн, создание диалога машины и общества.
Конечно, развитие креативных индустрий в нашей стране не может проходить по классическому европейскому сценарию. Но кое к чему стоит присмотреться. Вот некоторые данные, приведенные во время мероприятия Ириной Егоровой, президентом Ассоциации участников рынка артиндустрии. Сравним, что находится на лидерских позициях в креативной индустрии у нас и за рубежом. На первом месте – медиа и реклама. И здесь мы идем в одной связке со всем миром. Но дальше наши дороги расходятся. Во всем мире больший доход дают архитектура и функциональный дизайн, а у нас – издательская деятельность. Поэтому задача развития функционального дизайна выходит на первый план. Важно обратить внимание и на такие цифры: дизайном в РФ занимается на 25% меньше молодежи, чем в развитых странах.
Во второй части заседания перед гостями и журналистами выступили руководители успешных предприятий. Они продемонстрировали образцы креативных индустрий. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А гостям форума показали коллекцию «фарфоровых платьев» от дизайнера Татьяны Чапургиной совместно с Императорским фарфоровым заводом.
А торжокские золотошвеи разработали дизайн и изготовили сумки для гостей форума. Это, кстати, еще один путь для диверсификации производства. Всего же по инициативе Минпромторга РФ в программе форума было восемь мероприятий, направленных на продвижение продукции российских производителей различных отраслей, в частности – косметики и народных художественных промыслов.
Таким образом, развитие КИ имеет не только экономическое значение, оно способствует сохранению культурного наследия и идентичности народа.
Санкт-Петербург–Москва
комментарии(0)