Педагогов планируют еще раз усадить за парты. Фото с сайта www.beliro.ru
Общероссийский народный фронт (ОНФ) направил правительству предложения в национальный проект «Образование», касающиеся подготовки учителей. Эксперты ОНФ предлагают ввести для будущих педагогов профессиональный экзамен, который позволит определить, насколько они готовы к педагогической деятельности. Учителя на местах относятся к идее скептически.
Проректор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Андрей Милехин, выступивший в роли модератора площадки Общественного народного фронта, выдвинул предложение правительству – ввести профессиональный экзамен для начинающего педагога. По мнению эксперта, это позволит учителям выстроить планы своего профессионального развития.
Та же оценка, которая существует сегодня по действующей модели аттестации, как считают инициаторы новшества, не всегда определяет вклад учителя в конечный результат, его уровень владения профессиональными компетенциями педагога и не отражает перспективы дальнейшего его развития и роста.
Поэтому необходимо разработать новую систему аттестации, в которой будет соблюдаться единый подход к оценке профессиональных компетенций учителя. И первой ступенью такой аттестации должен стать профессиональный экзамен, так называемый вход в профессию, соответствующий требованиям профессионального стандарта педагога и федеральным государственным образовательным стандартам общего образования. Он даст понимание, насколько грамотно аттестуемый способен передать учащимся знания, объяснить им учебный материал, а главное, определит направления дальнейшего повышения квалификации.
В целом перспективным делом назвал инициативу коллеги ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко. Однако, по его словам, не только студентам, но и работающим учителям очень полезно время от времени проходить такую переэкзаменовку. «Это новое веяние в профессиональном образовании, – прокомментировал он ситуацию для «НГ». – Раньше студенты сдавали академические дисциплины и защищали небольшую исследовательскую работу (диплом). Сейчас они в игровом режиме демонстрируют свои навыки на будущем рабочем месте. У нас, например, все выпускники педагогических направлений подготовки показывают, как они готовы вести учебные занятия. Роль учеников играют студенты колледжей. Существуют и другие профессиональные испытания для студентов».
Не так оптимистично отнеслись к новшеству действующие учителя. По их мнению, все зависит от того, насколько грамотно будет организована эта работа. Одно дело, когда педагог получает компетенции мирового уровня. И совсем другое – когда мероприятие проводится только потому, что нужно «оприходовать» некую денежную массу.
Еще директора школ признаются, что после обучения на всевозможных курсах и получения сертификатов разного уровня учитель, особенно молодой, приходит в школу с завышенными ожиданиями. А там он видит несколько иное, чем представлял себе на игровых тренингах. Многие спешат тут же найти себе магистратуру или какие-нибудь курсы личностного роста, только чтобы сбежать из школы и от реальной работы с детьми подальше. Учить будущего учителя нужно прямо на рабочем месте, считают эксперты из учителей, чтобы он всегда имел возможность обсудить конкретные школьные ситуации с разными высококвалифицированными специалистами. Вот тогда результат будет.
Еще директора школ боятся, как бы дополнительные испытания не испугали молодых педагогов вовсе. Не секрет, что проблема учительской занятости так и не снята. Особенно в сельской местности ощущается острая нехватка учителей. Любопытным в свете всего этого видится предложение министра образования Карелии Александра Морозова – приглашать на работу в село не молодых специалистов, а, наоборот, более опытных учителей после 40 лет. Как рассказал он в эфире ГТРК «Карелия», именно в этом возрасте человек устает от городской жизни и ему больше подойдет жизнь на лоне природы. Может, пойти от интересов людей – тогда и толк будет.
комментарии(0)