Учителя считают, что умению работать в команде не обязательно учиться в школе. Этим должно заниматься дополнительное образование. Фото со страницы образовательного центра «Сириус» в Facebook
Аналитики Национального университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ) и Московского городского педагогического университета (МГПУ) провели заседание клуба «Норма и деятельность», на котором обсудили предварительные выводы международного доклада «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра». Особое место при обсуждении занял вопрос: какие знания нужны – универсальные или специфические?
Вопрос на самом деле далеко не праздный. Человеческий капитал, о котором так много говорят в последнее время, подразделяется на общий и специфический. Первый применяется в разных сферах деятельности (коммуникационные навыки, владение информационными технологиями, общая культура поведения и т.д.). Второй используется прежде всего на конкретном рабочем месте. Специфические знания, социальные навыки, личностные качества, способность действовать в быстро меняющихся условиях – все это задает рамку требований к современному человеку, отметили во время обсуждения доклада.
Сегодня все заметней увеличение сектора услуг. Происходит такое за счет сокращения занятых в промышленности. Это означает, что вместо каких-то специфических знаний все чаще требуются «общие». Растет роль таких личностных качеств, как самоконтроль, открытость опыту, способность взаимодействовать с окружающими, планировать и быть настойчивым и т.д. Считается, что большое внимание всему этому должна уделять сфера образования. Но трудности начинаются уже на уровне школы, отмечают эксперты.
Весной этого года ВШЭ провела масштабный опрос учителей и родителей, который показал: школьные учителя не включают задачу развития универсальных компетентностей века в число своих приоритетов. И родители ждут от школы хороших знаний по основным предметам, но не ждут, что школа должна научить применять эти знания для решения практических задач.
Более 80% учителей считают, что роль школы – передать хорошие предметные знания, а «мягкие» навыки – ответственность семьи и самого ребенка, реже – сектора дополнительного образования. Только 29% учителей считают важной для себя задачу научить школьников навыкам совместной работы, сотрудничества. Более трети (37%) учителей воспринимают креативность в терминах «дано» или «не дано», как врожденный талант, который невозможно развивать упражнениями, причем среди молодых учителей такая точка зрения более распространена. Не более трети родителей связывают возможность развития креативного мышления и коммуникативных навыков со школой; менее 10% считают, что школа поможет научить учиться.
Если говорить о высшем образовании, то считается, что для РФ характерна узкая специализация, хотя и сокращено большое количество специальностей в университетах, отметили на мероприятии выступающие. Кстати, насчет сокращений... Есть исследования, которые показывают, что отдача от специфического капитала выше, чем от общего. XXI век нуждается в специалистах, которые способны глубоко разбираться в отрасли. Кстати, и творить без этого практически невозможно. А обладатели редких знаний и навыков уже автоматически попадают в категорию очень ценных специалистов.
С другой стороны, у обладателей узкого знания есть риск потерять работу в случае ухода профессии с рынка. И порой долго приходится ждать, пока работа появится. Как показывают многочисленные исследования за рубежом, работодатели в большинстве своем настроены брать на работу людей с широким спектром умений.
Однозначного ответа, какое знание нужно – общее или специфическое, нет. Нужно то, которое востребовано. Сегодня, например, востребованы новые направления, возникающие на стыке профессий. Появлению таких специалистов способствует слияние вузов и, как следствие, вытекающее из этого – кафедр. Ну и время, конечно, диктует свою моду на новые специализации. И скорее всего они опять будут «узкими». В качестве примера – новые направления магистратуры в вузах.
В Дальневосточном федеральном университете прошел набор студентов на первую в России магистерскую программу «Цифровое искусство». Выпускники программы «Цифровое искусство» могут работать проектировщиками интерфейсов, интерактивных медиа, архитекторами виртуальных пространств, кураторами, менеджерами культурных институций, дизайнерами выставочных пространств, digital-маркетологами, медиахудожниками. Две новые магистерские программы – «Умный город» и «Эконет» – открываются в Севастопольском госуниверситете. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ и Московский физико-технический институт заключили соглашение о совместной программе онлайн-магистратуры «Цифровая экономика». Документ подписали ректоры РАНХиГС и МФТИ Владимир Мау и Николай Кудрявцев. Студенты получат полный объем знаний в двух областях – экономике и математике. В магистратуре радиофизического факультета Томского госуниверситета появилась новая программа – «Материалы и устройства функциональной электроники и фотоники». ТГУ совместно с Объединенным институтом ядерных исследований в Дубне будет готовить по ней специалистов в области электроники и фотоники будущего.
комментарии(0)