0
3995
Газета Образование Печатная версия

12.09.2018 17:38:00

Выявлять вундеркиндов будут по плану

Синдром Мартина Идена и звездная болезнь – вот те риски, которые ждут одаренных детей

Тэги: талантливые дети, детская одаренность, образование, мгпу, магистерская программа, фонд


талантливые дети, детская одаренность, образование, мгпу, магистерская программа, фонд Некоторые эксперты полагают, что развить до уровня одаренного можно любого ребенка. Фото Reuters

Фонд «Талант и успех» вместе с Московским городским педагогическим университетом открыли магистерскую программу по направлению подготовки «Педагогическое образование с направленностью (профилем) «Развитие детской одаренности». Договор об этом подписали ректор МГПУ Игорь Реморенко и руководитель фонда Елена Шмелева. России нужны специалисты, которые могут выявлять талантливых детей. Таковы приоритеты государства. Только вопрос – как выявлять – пока самый сложный. С одной стороны, здесь мешает желание чиновников все формализовать. С другой стороны, до конца не ясен вопрос: а надо ли их так выделять в особые группы? 

Итак, цель новой программы – выпускать специалистов, которые могли бы создавать и развивать центры поддержки одаренных детей в регионах. До 2022 года планируется открыть 85 таких центров (сегодня работает 21). По замыслу инициаторов магистерской программы, выпускники должны будут обладать компетенциями в следующих областях: качественное обучение талантливых школьников по основной программе; разработка и проектирование новых программ; управление разработками, координирование работы кадров с ними (учителей, психологов и т.д.). Кроме того, магистранты научатся планировать и проводить междисциплинарные исследования в области психологии детской одаренности. Сама научная работа будет проходить на базе Центра когнитивных исследований ОЦ «Сириус». По мнению разработчиков программы, одаренные дети фактически делятся на три группы. Первые – ярко выраженные таланты, которым успехи даются относительно легко. Ко второй группе относятся те, которые достигают больших успехов огромным трудом и старанием. А вот третья группа, которая гораздо больше первых двух, вместе взятых, – потенциальная одаренность. Ребенок может не показывать ярких успехов, может быть не сильно мотивирован, но потенциал у него есть. Здесь начинается работа по выявлению талантливых детей.

Заметим, что самый дискуссионный вопрос в тематике «Талантливые дети» – это частота проявления детской одаренности.  Существуют две крайние точки зрения на это. Одни исследователи считают, что «все дети являются одаренными». Другие –  «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники первой полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Апологеты второй считают, что одаренность – уникальное явление и к поиску таких детей нужно подходить особо. Видимо, в отношении МГПУ больше работает вторая теория. Тем не менее большинство психологов признают, что уровень, своеобразие и характер развития одаренности – это результат сложного взаимодействия наследственности и социокультурной среды. Особое значение при этом имеют также активность самого ребенка и психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

С точки зрения государственной политики в отношении этого вопроса все однозначно: одаренность считается стратегическим государственным ресурсом. А дальше – все работайте над этим. Начиная с 2005 года в основных образовательных проектах, концепциях и инициативах достаточно много внимания уделяется талантливым детям и молодежи. Все эти документы говорят о необходимости создания системы поиска, поддержки и сопровождения различных категорий одаренных детей и талантливой молодежи.

С точки зрения «бытового» взгляда на тему, талантливым детям в общем-то приходится несладко. Как считают западные психологи, огромный запас фактов и знаний и отличная долговременная память быстро заставляет таких ребят скучать в школе. А высокие темповые характеристики мышления приводит к разочарованию в тех, кто по сравнению с ними мыслит медленно. Высокая проницательность порождает ненависть к зубрению. Еще такие дети часто дистанцируются от основной группы. Это ведет к отторжению их сверстниками. Глубина проникновения в проблему приводит детишек к ненависти к срокам или ограничениям. К числу факторов, препятствующих росту одаренности, относится и проблема с их самооценкой. Самооценка – один из мощнейших регуляторов личностного и творческого роста. По оценкам различных исследований, на нее завязано до девяти десятых всех особенностей личности.

Исследователи МГПУ отмечают, что от самооценки напрямую зависит, как человек взаимодействует с другими людьми. Как относится к себе и каким будет его локус контроля - будет ли человек брать ответственность за происходящее с ним на себя либо же станет перекладывать вину на обстоятельства. И зависимость здесь носит линейный характер: то есть чем адекватнее самооценка, тем благополучнее личность, и, напротив, при неадекватной самооценке возникают проблемы с общительностью, самоуверенностью, уважением к себе и так далее. Одаренные дети в этом смысле не исключение. Единственное, что их отличает: особенностью самооценки в их случае является то, что она амбивалентно сочетает в себе как черты завышенности, так и черты заниженности, считают психологи МГПУ. Происходит так потому, что завышенная самооценка носит компенсаторный характер. С другими одаренный ребенок высокомерен настолько, насколько не уверен в себе и в своих силах наедине с собой или с близкими людьми или наставниками.

В списке рисков для одаренных детей называют синдром Мартина Идена, получившего свое название по имени главного героя одноименного романа Джека Лондона. Очень часто случается так, что по достижении какой-нибудь крупной цели у талантливого человека развивается некий экзистенциальный вакуум – утрата смысла жизни, которая, как правило, идет рука об руку с чувством превосходства и катастрофическим разочарованием в людях. 

А еще у талантливых детей может возникнуть звездная болезнь. Тоже неприятно! К числу важнейших психологических проблем с такими детьми относится также проблема их профориентации и сопровождения карьеры. Эти дети начинают испытывать беспокойство и задумываться над вопросами будущего гораздо раньше, чем их сверстники.

Кроме этого, одаренных детей сегодня активно задействуют в публичной сфере. Бесконечные олимпиады, фестивали, турниры зачастую приводят к тому, что вся работа с ребятами сводится к одной цели – победа любой ценой. Подавляющее большинство педагогов свидетельствуют о большой загруженности и усталости одаренных детей, участвующих в конкурсных мероприятиях. В общем, талантливый ребенок – это не робот, и с ним не все так просто.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1836
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3199
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
6639
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
9599

Другие новости