Некоторые эксперты полагают, что развить до уровня одаренного можно любого ребенка. Фото Reuters
Фонд «Талант и успех» вместе с Московским городским педагогическим университетом открыли магистерскую программу по направлению подготовки «Педагогическое образование с направленностью (профилем) «Развитие детской одаренности». Договор об этом подписали ректор МГПУ Игорь Реморенко и руководитель фонда Елена Шмелева. России нужны специалисты, которые могут выявлять талантливых детей. Таковы приоритеты государства. Только вопрос – как выявлять – пока самый сложный. С одной стороны, здесь мешает желание чиновников все формализовать. С другой стороны, до конца не ясен вопрос: а надо ли их так выделять в особые группы?
Итак, цель новой программы – выпускать специалистов, которые могли бы создавать и развивать центры поддержки одаренных детей в регионах. До 2022 года планируется открыть 85 таких центров (сегодня работает 21). По замыслу инициаторов магистерской программы, выпускники должны будут обладать компетенциями в следующих областях: качественное обучение талантливых школьников по основной программе; разработка и проектирование новых программ; управление разработками, координирование работы кадров с ними (учителей, психологов и т.д.). Кроме того, магистранты научатся планировать и проводить междисциплинарные исследования в области психологии детской одаренности. Сама научная работа будет проходить на базе Центра когнитивных исследований ОЦ «Сириус». По мнению разработчиков программы, одаренные дети фактически делятся на три группы. Первые – ярко выраженные таланты, которым успехи даются относительно легко. Ко второй группе относятся те, которые достигают больших успехов огромным трудом и старанием. А вот третья группа, которая гораздо больше первых двух, вместе взятых, – потенциальная одаренность. Ребенок может не показывать ярких успехов, может быть не сильно мотивирован, но потенциал у него есть. Здесь начинается работа по выявлению талантливых детей.
Заметим, что самый дискуссионный вопрос в тематике «Талантливые дети» – это частота проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения на это. Одни исследователи считают, что «все дети являются одаренными». Другие – «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники первой полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Апологеты второй считают, что одаренность – уникальное явление и к поиску таких детей нужно подходить особо. Видимо, в отношении МГПУ больше работает вторая теория. Тем не менее большинство психологов признают, что уровень, своеобразие и характер развития одаренности – это результат сложного взаимодействия наследственности и социокультурной среды. Особое значение при этом имеют также активность самого ребенка и психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
С точки зрения государственной политики в отношении этого вопроса все однозначно: одаренность считается стратегическим государственным ресурсом. А дальше – все работайте над этим. Начиная с 2005 года в основных образовательных проектах, концепциях и инициативах достаточно много внимания уделяется талантливым детям и молодежи. Все эти документы говорят о необходимости создания системы поиска, поддержки и сопровождения различных категорий одаренных детей и талантливой молодежи.
С точки зрения «бытового» взгляда на тему, талантливым детям в общем-то приходится несладко. Как считают западные психологи, огромный запас фактов и знаний и отличная долговременная память быстро заставляет таких ребят скучать в школе. А высокие темповые характеристики мышления приводит к разочарованию в тех, кто по сравнению с ними мыслит медленно. Высокая проницательность порождает ненависть к зубрению. Еще такие дети часто дистанцируются от основной группы. Это ведет к отторжению их сверстниками. Глубина проникновения в проблему приводит детишек к ненависти к срокам или ограничениям. К числу факторов, препятствующих росту одаренности, относится и проблема с их самооценкой. Самооценка – один из мощнейших регуляторов личностного и творческого роста. По оценкам различных исследований, на нее завязано до девяти десятых всех особенностей личности.
Исследователи МГПУ отмечают, что от самооценки напрямую зависит, как человек взаимодействует с другими людьми. Как относится к себе и каким будет его локус контроля - будет ли человек брать ответственность за происходящее с ним на себя либо же станет перекладывать вину на обстоятельства. И зависимость здесь носит линейный характер: то есть чем адекватнее самооценка, тем благополучнее личность, и, напротив, при неадекватной самооценке возникают проблемы с общительностью, самоуверенностью, уважением к себе и так далее. Одаренные дети в этом смысле не исключение. Единственное, что их отличает: особенностью самооценки в их случае является то, что она амбивалентно сочетает в себе как черты завышенности, так и черты заниженности, считают психологи МГПУ. Происходит так потому, что завышенная самооценка носит компенсаторный характер. С другими одаренный ребенок высокомерен настолько, насколько не уверен в себе и в своих силах наедине с собой или с близкими людьми или наставниками.
В списке рисков для одаренных детей называют синдром Мартина Идена, получившего свое название по имени главного героя одноименного романа Джека Лондона. Очень часто случается так, что по достижении какой-нибудь крупной цели у талантливого человека развивается некий экзистенциальный вакуум – утрата смысла жизни, которая, как правило, идет рука об руку с чувством превосходства и катастрофическим разочарованием в людях.
А еще у талантливых детей может возникнуть звездная болезнь. Тоже неприятно! К числу важнейших психологических проблем с такими детьми относится также проблема их профориентации и сопровождения карьеры. Эти дети начинают испытывать беспокойство и задумываться над вопросами будущего гораздо раньше, чем их сверстники.
Кроме этого, одаренных детей сегодня активно задействуют в публичной сфере. Бесконечные олимпиады, фестивали, турниры зачастую приводят к тому, что вся работа с ребятами сводится к одной цели – победа любой ценой. Подавляющее большинство педагогов свидетельствуют о большой загруженности и усталости одаренных детей, участвующих в конкурсных мероприятиях. В общем, талантливый ребенок – это не робот, и с ним не все так просто.
комментарии(0)