0
3732
Газета Образование Печатная версия

05.09.2018 16:33:00

Учить нельзя развлекать

Какие навыки пригодятся школьнику в грядущую "эру праздности"

Тэги: школа, образовательные технологии, кванториумы, дополнительное образование


школа, образовательные технологии, кванториумы, дополнительное образование Студенты – будущие педагоги практикуют обучение через развлечение. Фото с сайта www.mgpu.ru

Министр просвещения Ольга Васильева считает, что традиционный урок останется неизменным, какие бы современные образовательные технологии ни пришли в школу. Об этом она заявила обозревателю «НГ» в эфире передачи «Право знать» телеканала ТВС.

Тема возникла не случайно. С одной стороны, возрос интерес к образованию со стороны населения. Как это бывает в кризисные времена. И появился стойкий интерес государства. В отрасль грядут инвестиции. С другой стороны, все ярче проявляется тенденция к желанию «расцветить все яркими красками». Сегодня редкий образовательный форум, конференция или салон обходятся без демонстраций возможностей чудо-технологий, достижений робототехники, рекламы интерактивных  новинок и т.д. Увлечение техническими и технологическими достижениями присуще и самой школе. Все это сопровождается разговорами о том, как заинтересовать ребенка и побудить его учиться.

Как сказал один мой знакомый учитель: «Чуть не танцы вприсядку на уроках устраивай – лишь бы детям было интересно». И вот удивление – вместо ответного глубокого интереса к знанию школа все чаще и чаще получает ребенка, которого вообще все перестает интересовать. И родители вдруг однажды замечают, что ребенку скучно, ему нечем заняться. Как неприкаянный он слоняется по дому. Его невозможно усадить делать уроки. Любое принуждение, будь то работа по дому либо досуг, требующий каких-либо физических усилий, – все воспринимается им в штыки. В учебном же учреждении дети тоже, по выражению учителей, сидят, как зрители в ожидании шоу «Урок в классе».

Я недавно наблюдала, сколь увлечены взрослые, принимающие участие в московском образовательном форуме «Город образования». Им действительно все интересно: они этому не учились, этого не пробовали, такого не испытывали. А детям – нет, не так. Они воспринимают все новинки прогресса как обычное явление, более спокойно. И глаз не горит.

Конечно, «обучение с развлечением» – это уже неотъемлемая часть образовательного процесса. И как часть креативных индустрий, сегодня развивается довольно бурно, констатируют эксперты Высшей школы экономики. В стране как грибы растут интеракториумы, работают новые технологии и что-то им подобное. И дополнительное образование не отстает. Открываются кванториумы, робофесты, центры профподготовки школьников.

Кванториумы – это фактически новые дворцы пионеров и технического творчества, только предлагающие новый формат работы с детьми в красивых и хорошо оборудованных залах. Там установлено современное высокотехнологичное оборудование для занятий по 13 естественно-научным и техническим направлениям. «К 2024 году мы планируем – и на это есть деньги, – что в каждом городе Российской Федерации, население которых составляет 60 тыс. человек, будет свой кванториум», – недавно заявила министр просвещения Ольга Васильева. За два последних года в регионах России было открыто 34 детских технопарка, к 2020 году их количество планируется довести до 85.

А интеракториумы – это интерактивные музеи науки. Они появились в России в 2011 году в двух столицах. Самый известный проект – «Экспериментаниум» – позиционирует себя как первый частный музей науки в Москве. Сейчас в России более 90 музеев науки. Цены в таких заведениях разные. Но даже невысокие цены не по карману всем желающим. И сами интеракториумы, кстати, не открытие сегодняшнего дня. Еще во времена СССР появился Дом занимательной науки (ДЗН), это было в 1935 году в Ленинграде. Его организовали несколько известных ученых, в том числе математик, физик и популяризатор науки Яков Перельман.

То есть система дополнительного образования, ставящая своей целью популяризацию науки, понемногу сегодня приходит в себя. Ей в этом помогают как государство, так и частный бизнес. 

То, что дополнительное образование нужно, ни у кого не вызывает вопросов. Оно помогает перевести теоретическое знание в конкретное. Пройдя, например, волновую оптику в школе, школьники могут прийти в интеракториум и там провести практическое занятие и понять, как это выглядит практически. Как отмечают эксперты ВШЭ, активность в посещении интеракториумов демонстрируют, конечно, дети из тех семей, которые имеют активную жизненную позицию, готовы погружаться и изучать новое, сами занимаются собственным образованием. В таких семьях родители сами активно включены в какую-то деятельность, которая не позволяет им сидеть на месте. И более открыты к чему-то новому, к новой деятельности и к новым знаниям. «Образ жизни у них – как у любителей культурного досуга. Это люди, которые ходят в музеи, много путешествуют».

В эйфории от этого успеха дополнительного образования часто слышится, что школа недостаточно уделяет внимания таким моментам, как обучение с развлечением. Надо бы больше!

И вот тут хочется предостеречь, говорят учителя, напробовавшиеся разных технологических новинок. Эта тема несет некоторые элементы риска. Учитель на уроке – это не аниматор. Он не может беспрестанно возбуждать интерес ребенка. Школьник не периодически, а постоянно должен прокладывать некие усилия. И принуждать себя что-то делать. Почему это важно?

Очень часто говорят о том, что в будущем машины вытеснят занятия физическим и частично интеллектуальным трудом. У человека появится больше свободного времени. Чем займется при этом население Земли? Какие навыки ему будут нужны? Эмпатия – да. Soft skills – да. Умение учиться всю жизнь – да. Мне всегда нравится цитировать Татьяну Черниговскую, автора многих научных трудов о мозге и популярного ученого-нейролингвиста, которая образно говорит на своих лекциях, что все полагают, что в свободное время в будущем люди заиграют на лютне, начнут писать сонеты... Нет же. Все будет происходить ровно наоборот. «Все глухо запьют, остальные начнут неумеренно курить и насаживать друг друга на вилы».

Поэтому в школе нужен разумный баланс, чтобы развлечение не перебило обучение. И урок здесь очень сгодится. А эксперты, говоря о вызовах, стоящих перед человеком будущего, и качествах, которыми он должен обладать, преодолевая негативные последствия, почему-то всякий раз забывают о главном – умении преодолевать свои пороки. В том числе и лень. А иначе как выживать в «эру праздности»? Развлекаться ведь однажды тоже просто не захочется. Банально станет лень. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1819
Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Пенсионер по-прежнему самый надежный учитель

Наталья Савицкая

Число педагогических вакансий для людей старше 55 лет возросло на 65%

0
10085
Региональная политика 7-10 октября в зеркале Telegram

Региональная политика 7-10 октября в зеркале Telegram

0
11429
Что можно считать оскорблением – будет определять сам педагог через суд

Что можно считать оскорблением – будет определять сам педагог через суд

Наталья Савицкая

Штраф за фото и за букет учителю

0
8881

Другие новости