Двери всех вузов открыты для абитуриентов с отличным ЕГЭ. Фото с сайта www.vl.ru
Высшее образование перестает быть основной целью молодых, когда дело касается карьеры. Об этом свидетельствуют данные последнего мониторинга «Стратегии профессионального развития молодежи», который в 2016–2017 годах проводил Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС). Только половина опрошенных считают наличие высшего образования обязательным для успешной карьеры. Опросы молодежи производились в Ивановской, Свердловской и Новосибирской областях.
Вывод достаточно интересен в свете перманентно возникающей дискуссии о нужности высшего образования для основной части населения. Одна часть профессионального сообщества убедительно доказывает, что «рабочему обязательно нужно иметь высшее образование». А другая уверена, что заказ на него должны формировать общество, сельское хозяйство, культура, наука и т.д., а никак не чиновники. А они, кстати, тоже никак не могут определиться с тем же вопросом – нужно оно простому населению или нет. И очень памятно заявление двухгодичной давности тогдашнего вице-премьера правительства РФ Ольги Голодец, которая отважно заявила, что большинству россиян высшее образование не пригодится. «У нас есть просчитанный баланс, и этот баланс составляет примерно 65 на 35, то есть 65 – это люди, для которых не требуется высшее образование», – отметила она тогда и сорвала… нет, не аплодисменты, а большое недовольство народных масс. Кто-то поспешил назвать систему высшего образования РФ «бесцельной». Появились сообщения, что получить университетский диплом способны максимум 10–20% населения. Все остальное – это одно высшее псевдообразование. И поэтому строят дороги в РФ культурологи.
Но вернемся к новому исследованию. Что там интересного еще? Преимущество высшего образования для построения дальнейшей карьеры отметили молодые магистры (74,1%), бакалавры (64,4%) и специалисты (64,7%). А вот среди обладателей дипломов СПО одобряющих оказалось значительно меньше, только 44%. (Здесь просто уместно вспомнить, что высшее образование является приоритетом для почти 95% населения крупных городов.) Выходит, расхождения во взглядах юного и опытного населения уже значительные. Стоит заметить, что новые цифры разочаровавшихся в университетах могут еще и расти по мере увеличения общего числа учащихся системы СПО.
Хотя Рособрнадзор не дремлет. И может слегка отрегулировать эту ситуацию, как только будет введен ЕГЭ для поступающих в средние профессиональные учебные заведения. А о том, что эта тема рассматривается, заявил недавно замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев. Вызвана это тем, что около половины выпускников ссузов идут сразу же после окончания (без вступительного экзамена) прямиком в вузы. Рособрнадзор такой порядок вещей не устраивает.
Наряду с падением престижа высшего образования отмечается рост интереса к дополнительному образованию. Около трети участников мониторинга имеют документы о получении дополнительного образования. И по сравнению с 2016 годом эта цифра выросла с 33 до 45% в 2017-м. Большинство опрошенных получали сертификаты и дипломы за собственные средства, отмечается в исследовании, но при этом везде возросла и доля молодежи, воспользовавшихся помощью работодателя. В Свердловской области, к примеру, этот показатель за год изменился с 6,7 до 20%.
Что касается непосредственно самой профессиональной карьеры, то большинство участников опроса РАНХиГС смотрят в свое будущее с оптимизмом. Только 7% из них не уверены в успешности своих дальнейших шагов. Самым перспективным опрашиваемые считают образование, позволяющее стать предпринимателем, юристом, чиновником или финансистом. Эксперты также отмечают рост востребованности инженерных профессий – они на пятом месте по популярности после предпринимательства, госслужбы, финансовой и юридической деятельности. А преподавательская, научная работа, труд в сфере обслуживания оцениваются респондентами как наименее престижные.
«Если вы не считаете свою специальность перспективной, то что вам помешало получить более перспективную?» – спрашивали анкетирующие молодое поколение. И в большинстве случаев молодые признались, что не склонны к деятельности такого рода (23%). Многие сетовали на нехватку средств для оплаты обучения по престижным специальностям (21,2%) и на то, что в городе нет учебных заведений, реализующих соответствующие программы обучения (порядка 14%). Часто, по их словам, получить более престижное образование мешали собственная лень, подчинение родительской воле или просто нежелание учиться.
Сменить профессию хотят чаще всего работники сферы услуг, торговли и транспорта (48,9%). На втором месте по числу мечтающих заняться другим делом находятся сотрудники правоохранительных структур (45,9%), а на третьем – сотрудники государственного и муниципального управления (45,2%).
Смену профессии как путь к повышению своего уровня жизни рассматривает порядка 70% молодежи, считающей его низким, однако и среди тех, кто своим уровнем доволен, 41,5% хотели бы изменить или расширить профиль своей работы.
комментарии(0)