Порой обидно, что ликвидируются самые редкие гуманитарные направления. Фото с сайта www.rsuh.ru
Многие выпускники-2018, пришедшие подавать документы в гуманитарные вузы, остались разочарованными. Мест еще меньше, чем в прошлом году. Даже наметившаяся тенденция на прирост числа абитуриентов не изменила правительственный курс, направленный на сокращение бюджетного приема на гуманитарных направлениях. Возникает вопрос: а что происходит с преподавателями? Как на них сказывается подобная ситуация?
А преподаватели, собственно говоря, живут в режиме «оптимизации» уже несколько лет. Плюсуйте к волевому решению властей о сокращении бюджета на гуманитариев слияние вузов, когда под нож идут целые кафедры «во избежание дублирования тематических направлений» научной работы. Плюсуйте сверхцель вузовского руководства повысить зарплату коллективу, чтобы выполнять майские указы президента. И это при сокращении выдачи субсидий на образование. Плюсуйте, и вы поймете, что жизнь преподавателей тяжелей день ото дня.
Напомним, что процесс, предусматривающий сокращение числа студентов и, как следствие, увольнение более 30% преподавателей, идет с 2013 года. В итоге данного мероприятия должны измениться цифры преподавательской нагрузки и последовать закрытие всех неэффективных вузов. Ранее та ситуация, что в вузах РФ на одного преподавателя приходится пять студентов, подавалась как большое преимущество и главный элемент конкуренции на международном рынке высшего образования. В развитых странах эти пропорции в среднем 1 к 10. Но время идет. Вот и сейчас исследования университетов – флагманов отечественной социолого-философской мысли мягко намекают нам, что показатель «один к пяти» не ведет к «увеличению взаимодействия» между студентами и преподавателями. И во многих высших школах эта пропорция сознательно стремится 1 к 12.
И воплощению замысла оптимизации числа студентов помогает демографический провал, который остро ощущался все предыдущие годы.
Оптимизация в регионах идет через слияние университетов. В процессе чего исчезают кафедры иностранных языков, русской филологии, социологии, философии и т.д. Появляются какие-то непривычные и отчасти пугающие названия – «Кафедра русского языка и коммуникаций», например...
Из среды преподавателей первыми убывают совместители, «неостепененные» преподаватели, новые пенсионеры. Но еще чаще расстаются со «старейшим» преподавательским составом с более чем 30-летним стажем и научной степенью. Как правило, при увольнении им вменяют в вину слабое участие в коммерческой деятельности, небольшое количество упоминаний в РИНЦ (российский индекс научного цитирования) и вообще – нежелание втягиваться в общеуниверситетскую конкуренцию.
Не так давно на презентации новых министерств прозвучало, что главная задача университетов на ближайшее будущее – это «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, воспитание гармоничной и социально ответственной личности, модернизация профессионального образования, в том числе внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ и технологий».
Так как университеты обладают академическими свободами, то тема сокращения тех преподавателей, кто не вписывается в новый формат, – это внутреннее дело вуза. Поэтому и широкого обсуждения темы нет. А процесс при таком положении дел чреват разного рода злоупотреблениями. Напомним, что ректоры сегодня не избираются, а назначаются, и этот момент «зависимости» тоже влияет на исход дел. Из обзора громких случаев увольнения можно сделать вывод, что под видом оптимизации может происходить и выдавливание из университетов инакомыслящих, имеющих собственную позицию преподавателей. Впрочем, и преподавательский состав не лыком шит. За годы безденежья и он привык не только выживать, но и бороться за свои права.
Где находят себе занятость уволенные преподаватели? Первый путь, судя по опросам, – это увольнение «в никуда». В этом случае чаще всего преподаватели сами не пишут заявления об уходе, а ждут увольнения по сокращению штатов. Это обеспечивает им выходное пособие за два месяца. И помогает хоть как-то перебиться в тот период, пока они находятся в поиске новой работы. Второй путь – как ни странно, в школу. Например, приличные московские зарплаты и престижность некоторых средних учебных заведений быстро успокаивает самолюбие. Сейчас еще очень модна тема предуниверсариев ( это - предпрофильные и профильные классы, открывшиеся при вузах). И третий путь – это работа в структурах, созданных вокруг самих вузов. Сегодня вузами готовится ряд предложений правительству, как сделать работу технопарков и приближенных к университетам компаний более перспективной и не обремененной излишними бюрократическими процедурами. Еще один путь – это онлайн-образование. Но эта тема освоена пока единицами из преподавательского корпуса, хотя и имеет для них большие перспективы.
комментарии(0)