0
3638
Газета Образование Печатная версия

18.07.2018 16:55:00

Учиться очно можно не выходя из дома

Распространяется новый тип онлайн-обучения – с полным взаимодействием студента и преподавателя

Яна Рождественская

Об авторе: Яна Александровна Рождественская – редактор образовательного онлайн-ресурса.

Тэги: высшее образование, онлайн обучение, инновации, дистанционное образование, образовательные технологии, исследование


высшее образование, онлайн обучение, инновации, дистанционное образование, образовательные технологии, исследование К 2019 году число число студентов, обучающихся онлайн, вырастет во всем мире до 4 млн человек. Фото агентства «Москва»

Как считает Чип Почек, основатель EdTech-компании 2U, специализирующейся именно на высшем образовании онлайн, в сфере образовательных технологий сейчас идет третья волна инноваций. Ведущие мировые университеты, в том числе Гарвард и Оксфорд, готовы предлагать полностью дистанционное образование (первой волной Почек считает появление частных, коммерческих образовательных программ, for-profit education, а второй – распространение массовых открытых онлайн-курсов, МООК). При этом, по словам Почека, речь не идет о том, чтобы такое высшее образование выстраивалось по тому же принципу, по которому действуют многие онлайн-курсы, то есть с минимальным взаимодействием между преподавателем и студентом. Подход будет другим: студенты и преподаватели будут общаться так же, как взаимодействуют обычно в университете, только это взаимодействие происходит в Интернете.

Дистанционное образование получает все большее распространение – все уже привыкли к тому, что изучать английский, программирование или получать другие знания и навыки можно прямо из дома с помощью различных онлайн-курсов и приложений. Уже сейчас большинство крупных университетов размещают свои курсы на таких платформах, как Coursera и edX. Тем не менее возможность получить высшее образование в любом университете полностью онлайн пока остается скорее вопросом будущего. Но, по мнению экспертов, не такого уж далекого будущего, ведь, по сути, все необходимые для этого технологии уже есть.

Еще в прошлом году Гарвардская школа бизнеса договорилась о сотрудничестве с 2U. Совместно они подготовили трехсеместровую программу, посвященную бизнес-аналитике, которая полностью рассчитана на прохождение онлайн. Программа предусматривает в числе прочего проведение профессорами Гарварда семинаров для студентов, которые будут отличаться от обычных лишь тем, что проходят онлайн. По данным директора по исследованиям компании Eduventures, в целом уже сейчас около 13% американских студентов получают образование полностью онлайн. Интересный факт: 8% студентов учатся таким образом в своих штатах. То есть онлайн-образование привлекательно не только с точки зрения возможности учиться в университетах, которые находятся далеко от места проживания студента.

В июне компании The Learning House и Aslanian Market Research выпустили исследование, посвященное высшему образованию онлайн. Согласно ему, в 2017 году число студентов по всему миру, полностью или в основном обучающихся онлайн, выросло на 3% – до 3,9 млн человек. Правда, в ближайшее время рост замедлится и к 2019 году число таких студентов достигнет лишь 4 млн. Авторы исследования пришли к четырем основным выводам.

Во-первых, онлайн-курсы должны быть удобными для освоения со смартфона или планшета, так как студенты наиболее активно используют именно эти гаджеты. Во-вторых, очень важно обеспечить студентов, обучающихся онлайн, качественным консультированием по развитию карьеры после обучения и доступом к соответствующим сервисам, чтобы и в этом отношении онлайн-обучение не уступало традиционному обучению в университете. В-третьих, онлайн-программы университетов становятся все более разнообразными, студенты, желающие освоить все большее число специальностей, могут теперь делать это в Интернете. В-четвертых, студенты, которые прошли обучение онлайн, считают, что обучение стоило затраченных на него средств, даже чаще, чем те, кто обучался традиционным способом.

Эксперты дают и конкретные рекомендации высшим учебным заведениям, которые хотят активнее присутствовать на рынке онлайн-образования. В апреле исследование, посвященное опыту нескольких университетов, успешно развивающих онлайн-образование, подготовили Университет штата Аризоны и консалтинговая компания The Boston Consulting Group (BCG). Проанализировав опыт Университета Аризоны и еще пяти университетов, авторы исследования дают рекомендации по развитию онлайн-обучения. Среди них: разрабатывать разные схемы цифрового образования, приспособленные к потребностям разных групп студентов; создать удаленные системы поддержки, удобные для студентов; не пытаться разработать все необходимое для онлайн-образования в университете, а вместо этого обращаться к сторонним компаниям и организациям; вкладывать деньги в разработку систем обучения онлайн и необходимые для этого цифровые инструменты.

«Высшее образование онлайн распространено не только в США. – отмечает Александр Антонов, основатель образовательного онлайн-ресурса. – Например, правительство Китая активно содействует распространению такой формы обучения. Так, в 2013 году при поддержке китайского Министерства изучения образования и Университета Цинхуа была создана онлайн-платформа XuetangX, которая сейчас является одним из самых популярных образовательных сервисов в стране и входит в пятерку глобальных лидеров открытых образовательных онлайн-курсов по числу зарегистрированных пользователей. С XuetangX сотрудничает более 250 университетов, 42 курса платформы аккредитованы университетами Китая как курсы по выбору и включены в программы студентов, то есть китайские студенты уже занимаются на университетских онлайн-курсах. Это, безусловно, ускоряет культурную трансформацию и внедрение высшего онлайн-образования в жизнь простых китайцев».

Развивается высшее образование онлайн и в России, хотя и не слишком быстро. Согласно опубликованному в прошлом году исследованию компании «Нетология-групп», доля онлайн-образования в высшем образовании в России составляла в 2016 году 1,8%. Это ниже, чем в некоторых других образовательных сферах. Так, в случае с языковым обучением доля онлайн-образования составляла 5,8%, а в случае с дополнительным профессиональным образованием – 6,7%. При этом, по прогнозам авторов исследования, к 2022 году доля онлайн-обучения в этой сфере вырастет до 4,4%.

В исследовании перечисляется несколько барьеров, стоящих на пути распространения высшего образования онлайн в России: неготовность сотрудников вузов, в том числе недостаток цифровой грамотности, инфраструктурные сложности, необходимость полной перестройки бизнес-систем вузов, что, в свою очередь, требует значительных средств.

Таким образом, высшее образование онлайн, в том числе в ведущих мировых университетах, может стать следующим этапом развития современного образования и образовательных технологий.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Инновации помогают "Роснефти" сохранять статус технологического лидера отрасли

Инновации помогают "Роснефти" сохранять статус технологического лидера отрасли

Татьяна Астафьева

Крупнейшая нефтяная компания России делает ставку на цифровизацию, внедрение роботов и исследовательские проекты

0
8554
Региональная политика 3-6 февраля в зеркале Telegram

Региональная политика 3-6 февраля в зеркале Telegram

0
7618
Горьковский автозавод наградили за качество

Горьковский автозавод наградили за качество

Андрей Гусейнов

Предприятие отмечено правительственной премией

0
2632
Китайская "бомба" под "Звездные врата" США

Китайская "бомба" под "Звездные врата" США

Анастасия Башкатова

Для качественного рывка в развитии искусственного интеллекта благосклонность Вашингтона не требуется

0
3455

Другие новости