0
3578
Газета Образование Печатная версия

18.07.2018 16:55:00

Учиться очно можно не выходя из дома

Распространяется новый тип онлайн-обучения – с полным взаимодействием студента и преподавателя

Яна Рождественская

Об авторе: Яна Александровна Рождественская – редактор образовательного онлайн-ресурса.

Тэги: высшее образование, онлайн обучение, инновации, дистанционное образование, образовательные технологии, исследование


высшее образование, онлайн обучение, инновации, дистанционное образование, образовательные технологии, исследование К 2019 году число число студентов, обучающихся онлайн, вырастет во всем мире до 4 млн человек. Фото агентства «Москва»

Как считает Чип Почек, основатель EdTech-компании 2U, специализирующейся именно на высшем образовании онлайн, в сфере образовательных технологий сейчас идет третья волна инноваций. Ведущие мировые университеты, в том числе Гарвард и Оксфорд, готовы предлагать полностью дистанционное образование (первой волной Почек считает появление частных, коммерческих образовательных программ, for-profit education, а второй – распространение массовых открытых онлайн-курсов, МООК). При этом, по словам Почека, речь не идет о том, чтобы такое высшее образование выстраивалось по тому же принципу, по которому действуют многие онлайн-курсы, то есть с минимальным взаимодействием между преподавателем и студентом. Подход будет другим: студенты и преподаватели будут общаться так же, как взаимодействуют обычно в университете, только это взаимодействие происходит в Интернете.

Дистанционное образование получает все большее распространение – все уже привыкли к тому, что изучать английский, программирование или получать другие знания и навыки можно прямо из дома с помощью различных онлайн-курсов и приложений. Уже сейчас большинство крупных университетов размещают свои курсы на таких платформах, как Coursera и edX. Тем не менее возможность получить высшее образование в любом университете полностью онлайн пока остается скорее вопросом будущего. Но, по мнению экспертов, не такого уж далекого будущего, ведь, по сути, все необходимые для этого технологии уже есть.

Еще в прошлом году Гарвардская школа бизнеса договорилась о сотрудничестве с 2U. Совместно они подготовили трехсеместровую программу, посвященную бизнес-аналитике, которая полностью рассчитана на прохождение онлайн. Программа предусматривает в числе прочего проведение профессорами Гарварда семинаров для студентов, которые будут отличаться от обычных лишь тем, что проходят онлайн. По данным директора по исследованиям компании Eduventures, в целом уже сейчас около 13% американских студентов получают образование полностью онлайн. Интересный факт: 8% студентов учатся таким образом в своих штатах. То есть онлайн-образование привлекательно не только с точки зрения возможности учиться в университетах, которые находятся далеко от места проживания студента.

В июне компании The Learning House и Aslanian Market Research выпустили исследование, посвященное высшему образованию онлайн. Согласно ему, в 2017 году число студентов по всему миру, полностью или в основном обучающихся онлайн, выросло на 3% – до 3,9 млн человек. Правда, в ближайшее время рост замедлится и к 2019 году число таких студентов достигнет лишь 4 млн. Авторы исследования пришли к четырем основным выводам.

Во-первых, онлайн-курсы должны быть удобными для освоения со смартфона или планшета, так как студенты наиболее активно используют именно эти гаджеты. Во-вторых, очень важно обеспечить студентов, обучающихся онлайн, качественным консультированием по развитию карьеры после обучения и доступом к соответствующим сервисам, чтобы и в этом отношении онлайн-обучение не уступало традиционному обучению в университете. В-третьих, онлайн-программы университетов становятся все более разнообразными, студенты, желающие освоить все большее число специальностей, могут теперь делать это в Интернете. В-четвертых, студенты, которые прошли обучение онлайн, считают, что обучение стоило затраченных на него средств, даже чаще, чем те, кто обучался традиционным способом.

Эксперты дают и конкретные рекомендации высшим учебным заведениям, которые хотят активнее присутствовать на рынке онлайн-образования. В апреле исследование, посвященное опыту нескольких университетов, успешно развивающих онлайн-образование, подготовили Университет штата Аризоны и консалтинговая компания The Boston Consulting Group (BCG). Проанализировав опыт Университета Аризоны и еще пяти университетов, авторы исследования дают рекомендации по развитию онлайн-обучения. Среди них: разрабатывать разные схемы цифрового образования, приспособленные к потребностям разных групп студентов; создать удаленные системы поддержки, удобные для студентов; не пытаться разработать все необходимое для онлайн-образования в университете, а вместо этого обращаться к сторонним компаниям и организациям; вкладывать деньги в разработку систем обучения онлайн и необходимые для этого цифровые инструменты.

«Высшее образование онлайн распространено не только в США. – отмечает Александр Антонов, основатель образовательного онлайн-ресурса. – Например, правительство Китая активно содействует распространению такой формы обучения. Так, в 2013 году при поддержке китайского Министерства изучения образования и Университета Цинхуа была создана онлайн-платформа XuetangX, которая сейчас является одним из самых популярных образовательных сервисов в стране и входит в пятерку глобальных лидеров открытых образовательных онлайн-курсов по числу зарегистрированных пользователей. С XuetangX сотрудничает более 250 университетов, 42 курса платформы аккредитованы университетами Китая как курсы по выбору и включены в программы студентов, то есть китайские студенты уже занимаются на университетских онлайн-курсах. Это, безусловно, ускоряет культурную трансформацию и внедрение высшего онлайн-образования в жизнь простых китайцев».

Развивается высшее образование онлайн и в России, хотя и не слишком быстро. Согласно опубликованному в прошлом году исследованию компании «Нетология-групп», доля онлайн-образования в высшем образовании в России составляла в 2016 году 1,8%. Это ниже, чем в некоторых других образовательных сферах. Так, в случае с языковым обучением доля онлайн-образования составляла 5,8%, а в случае с дополнительным профессиональным образованием – 6,7%. При этом, по прогнозам авторов исследования, к 2022 году доля онлайн-обучения в этой сфере вырастет до 4,4%.

В исследовании перечисляется несколько барьеров, стоящих на пути распространения высшего образования онлайн в России: неготовность сотрудников вузов, в том числе недостаток цифровой грамотности, инфраструктурные сложности, необходимость полной перестройки бизнес-систем вузов, что, в свою очередь, требует значительных средств.

Таким образом, высшее образование онлайн, в том числе в ведущих мировых университетах, может стать следующим этапом развития современного образования и образовательных технологий.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
9517
Рынок труда устал от юристов и экономистов

Рынок труда устал от юристов и экономистов

Елена Герасимова

Педагоги и технари – в восходящем тренде высшего образования

0
8161
Гендерный разрыв в зарплатах появляется сразу после окончания вуза

Гендерный разрыв в зарплатах появляется сразу после окончания вуза

Ольга Соловьева

На первой работе выпускницы получают на 20% меньше выпускников

0
4160
Перечень вступительных испытаний в вузы слегка обновили

Перечень вступительных испытаний в вузы слегка обновили

Елена Герасимова

От перестановки экзаменов качественный состав абитуриентов вряд ли изменится

0
9973

Другие новости