Поступление в колледж сразу после 9-го класса при определенных условиях гарантирует продолжение образования в вузе. Фото агентства «Москва»
Довольно часто приходится видеть разочарованных детей и их родителей после сдачи ЕГЭ. Их можно понять: надеялись на одно, а получили то, что получили. Только стоит ли так отчаиваться! Введение единых экзаменов, как всякая лотерея, одним «зачеркивает жизнь», другим дарит шанс вытащить счастливый билет. Но кое-кто научился не играть в эту лотерею.
Оказывается, если после 9-го класса пойти в среднее профессиональное образовательное учреждение, то во многих случаях по его окончании можно оказаться в вузе либо на основании договора между колледжем и институтом, либо по внутреннему договору. И к этому способу улучшить свою биографию прибегает каждый десятый школьник, утверждают эксперты из Европейского университета во Флоренции (Италия), Института исследований занятости (Нюрнберг, Германия) и Высшей школы экономики (Россия).
Авторы исследования «Slipping Past the Test: Heterogeneous Effects of Social Background in the Context of Inconsistent Selection Mechanisms in Higher Education» выяснили также, что такой способ поступления в вуз довольно часто становится стратегическим решением и для школьников из семей с высоким образовательным уровнем. Их доля достигает 40%.
Эксперты традиционно выделяют два основных вида образовательных треков: академический и профессиональный. В российском контексте академическому треку соответствует траектория – из 9-го класса в 10-й, сдача ЕГЭ и поступление в вуз после 11-го класса. Профессиональному треку соответствует поступление в техникум или колледж сразу после 9-го или после 11-го класса. Сегодня академический трек является наиболее распространенным: в 10-й класс идут более половины выпускников основной школы, большая часть из которых поступает в вуз сразу по окончании 11-го класса. Но и профессиональный трек – это выбор многих: не менее трети учеников покидают школу после 9-го класса и идут в учреждения системы среднего профессионального образования (СПО).
Выбор – куда идти после 9-го класса – фактически самый главный с точки зрения последствий для ребенка. Не праздный вопрос - а справедливо ли это?
Этот выбор зачастую имеет ярко выраженную «классовую» окраску. Если большинство детей из обеспеченных семей выбирают академический трек, то дети из небогатых семей чаще идут в техникумы или колледжи. Хотя все осознают, что карьера и качество жизни у выпускников вузов заметно выше, чем у выпускников системы СПО. Кстати, тут же получается, что система образования, которая традиционно считается главным социальным институтом, призванным дать равные шансы для всех, чьи стартовые возможности различны, на деле поддерживает расслоение общества.
Выходит, что дети состоятельных и высокообразованных родителей получают хорошее образование и преуспевают на рынке труда, тогда как небогатым семьям приходится намного труднее. И виноват фактор «жесткого институционального трекинга», считают эксперты. Под этим подразумевают ситуацию, когда решение о выборе трека – академического или профессионального – принимается в относительно раннем возрасте, и изменить его позже оказывается либо невозможно, либо весьма непросто.
Так как в 11 или даже в 15 лет ребенок часто еще не способен осознать свои интересы, амбиции и оценить последствия своих решений для дальнейшей жизни, ключевая роль выпадает на долю семьи и ее ресурсов. Причем Россия в этом случае еще не самая «суровая» страна. «Жесткий трекинг» характерен, например, для образовательных систем Швейцарии и Германии. РФ же относят к числу стран со «средним» уровнем трекинга: исправлять «ошибки молодости» у нас хоть и трудно, но все-таки возможно.
Есть ситуация, когда поступление после 9-го класса в тухникум компенсируется последующим поступлением в вуз. И это один из подходящих обходных маневров жесткого трекинга. Таким образом дети из семей с низким уровнем достатка могут получить высшее образование, которое с большой вероятностью было бы недоступно для многих из них, попытайся они поступить в вуз по результатам ЕГЭ. Казалось бы, пользуйся! Но нет… Исследование показало, что такими возможностями дети из непривилегированных семей и с низким уровнем образования у родителей пользуются редко. Зато дети из высокообразованных семей, которые по тем или иным причинам плохо учатся в школе и едва ли могли бы рассчитывать на успешную сдачу ЕГЭ после 11-го класса, гораздо чаще используют этот вариант.
Здесь срабатывает определенный уровень прагматизма родителей. Высокообразованные мамы и папы адекватнее оценивают перспективу неудачной сдачи ЕГЭ. Поэтому они выбирают для своих детей «низкорисковую стратегию». Но, оговариваются ученые, только если шансы успешно подготовиться к госэкзамену действительно низки (в противном случае они охотнее инвестируют в академический трек).
Кроме сильных стимулов к получению высшего образования любой ценой у семей с высоким уровнем образования родителей для этого в принципе больше возможностей, отмечают ученые. Это и культурный капитал, и материальные ресурсы, и большая осведомленность о перспективах, которое открывает образование. Все эти ресурсы они и задействуют для того, чтобы компенсировать школьные промахи своих детей.
Но об этом стоит призадуматься и другим. А главное, понять, что жизнь есть и без высокого балла ЕГЭ.
комментарии(0)