Памятник Адаму Смиту в Лондоне.
Фото Андреаса Праефке |
Вроде не совсем круглая, но все же красивая дата: 16 июня 1723 года родился шотландский экономист, философ-этик Адам Смит. В Эдинбургском университете 25-летний Адам Смит читал изящную словесность и естественное право. «Постепенно, под влиянием вопросов слушателей, – пишет биограф, – он перемещался к более актуальным темам: справедливость, бедность и т.п.». Иначе говоря, слушатели (а Смит работал за их деньги) управляли говорящим, содержанием его занятий. Внимая лектору, они могли задать любой вопрос. А при необходимости – покинуть зал и перейти в другой.
Формула «спрос (то есть вопрос ученика) диктует предложение» работает в образовании лишь при условии всегда открытой двери класса. Ученик, подобно покупателю на рынке, в каждый удобный для него момент должен иметь возможность перепоручить себя другому педагогу («продавцу»), покинув данный класс в пользу соседнего.
Этой природе рынка применительно к образованию Смит посвятит многие страницы своего главного труда «Исследование о природе и причинах богатства народов». Защищая право молодежи на свободное образовательное поведение, Смит настаивает: менять преподавателей (кафедру, колледж) студент должен так же спокойно и спонтанно, как прогуливающийся по торговым залам покупатель. То есть «не испрашивая предварительно и не получая на это разрешения у колледжа (преподавателя), который они намереваются оставить».
Наблюдая этот «рынок репутаций» в Эдинбурге, а затем и в Университете Глазго, отнюдь не из тиши своего вице-ректорского кабинета, а из самого пекла событий (вице-ректор сам преподавал), Смит записывает: КПД «рыночных» вузов намного выше, чем у более для нас привычных административно-силовых, где предложение диктует сам производитель (типа Оксфорда в то время).
Слышится нота изумления, когда он сообщает: инновации скорее проникают в бедные университеты, где педагоги полностью зависят от гонораров своих слушателей. А «наиболее богатые и лучше всего снабженные университеты проявляют наибольшую медлительность в их принятии».
То есть в образовании, о котором сегодня иначе, как о самой консервативной и закрытой отрасли, не говорят, рынок на уровне «учитель–ученик» работает безукоризненно. Даже в обыкновенной беседе именно чьему-то «спросу» (реплике, обращению) всякий из нас обязан тем, что обретает повод «предложить» в ответ свои возможности и стать полезным собеседником.
Польза на первом месте: люди и в диалог вступают нередко лишь ради нее. Но что она такое в педагогике? Наши духовные искания, приросты и утраты – кто оценит их, какими инструментами, в каких биткоинах?
«Стремление быть полезным» – базовая единица измерения студентом человечности преподавателя, по Смиту. Вот как об этом пишет он сам: «Таково великодушие и благородство большей части молодых людей, что они отнюдь не склонны игнорировать или презирать наставления своего учителя, если он обнаруживает хотя сколько-нибудь серьезное стремление быть им полезным».
Это стремление к добру (по-русски «польза» и «добро» почти синонимы) представляет собой акт свободной воли, а никак не штатную обязанность профессора. С другой стороны, «вопросительное» право слушателя на рынке (право на вопрос, получение ответа и последующий поиск новых собеседников) также является нормой эффективного общения. Оно не нуждается в законодательном оформлении, как право на дыхание.
Но не для Адама Смита. В своем величайшем сочинении он отпускает желчную усмешку в адрес одной юридической бумаги, которую называет «вознаграждением за посещение». (Не узнали? Это – аттестат!) Она блокирует свободу поведения студента на рынке услуг, предписывая аккуратно отбывать все предлагаемые курсы и предметы до последнего звонка. И как с ней поступить? Какими инструментами преодолеть давление зловредной корочки на нравственное поведение людей?
Он был еще и репетитором – в перерывах между университетскими делами занимался с «мелкотой», которую брал на домашний пансион. И лишь когда канцлер казначейства Великобритании предложил 1000 фунтов в год за воспитание сына, согласился оставить преподавание. Зашел вернуть студентам Университета Глазго гонорары за непрочитанные лекции, из которых складывался заработок профессора. Они не взяли, оценив его работу с ними в самых превосходных выражениях...
Что же придумал Смит? Он предложил не уничтожить аттестаты в школах и университетах, нет, а предоставить право каждому частному педагогу выдавать свой собственный выпускной документ: «...А там пусть все решает конкуренция...»
Нынешние продолжатели его учения мыслят не так масштабно. Свежий пример. На вопрос автора этих строк, принадлежит ли доблестная армия репетиторов России к частному или иному сектору образования, представитель федерального правительства дал такой ответ: «Пусть сначала зарегистрируются как индивидуальные предприниматели, заплатят налоги, а потом поговорим».
комментарии(0)