На сегодняшний день повышение квалификации прошли 92% воспитателей. Фото агентства «Москва»
Обнародован мониторинг о детсадах. Их проверил Рособрнадзор. В рамках нового исследования оценивалось: обустройство пространства детского сада, уход за детьми (гигиена, безопасность, условия для сна и приема пищи), условия для занятий с детьми, характер общения взрослых и детей, режим дня, условия для педагогов и для включения родителей в образовательный процесс. Судя по всему, состоянием дел проверяющие остались не очень довольны.
Для анализа ведомство взяло на контроль сады очень хорошие и «с улицы» (путем случайной выборки). Первый вывод проверяющих: средний индекс качества образования и в группе «лучшие» (4,05 балла из 7 возможных), и в группе «случайные» (3,74) не так уж заметно и разнился. И демонстрировали сады не самые лучшие результаты. Получается, говорится в релизе организации, что минимальные требования к условиям реализации Федерального государственного образовательного стандарта выполняются, «но о развивающем характере образовательной среды, достаточных условиях для развития каждого ребенка в целом говорить пока рано».
Интересная ремарка – «развивающий характер образовательной среды». Термин этот и тема не национальная, а интернациональная. Вопрос становится сразу интересным, если попытаться узнать, что подразумевается у нас и за рубежом под этим. А у них это означает – развивать самостоятельность ребенка. Причем такую, которая в наши Санитарные нормы и правила плохо вписывается.
Например, какой бы наш руководитель допустил, чтобы дети резали на занятиях овощи себе в салат? Ходили на экскурсию на мусороперерабатывающий завод? Или в поход с бутербродом? «Часто не наблюдается непринужденная атмосфера во время приема пищи: преобладает запрет на разговоры во время еды, редки ситуации, когда воспитатель сидит за столом вместе с детьми, разговаривает на интересные для них темы», – отмечают проверяющие Рособрнадзора. И опять же смотрим «на сторону». За рубежом вообще в порядке вещей ситуация, когда во время приема пищи воспитатель ведет с детьми беседы.Впрочем, сравнивать нас и другие страны – дело неблагодарное. У нас, если мест в садах не хватает - тут же начинают строить новые. У них в подобной ситуации поощряют частный бизнес, чтобы открывались частные сады. И такой детсад там априори часто не является коммерческой организацией. Но вернемся к исследованию…
Согласно данным проверок, предметно-пространственная среда в детских садах является недостаточно насыщенной и многообразной, отмечают в Рособрнадзоре. Нет разнообразных материалов, в том числе кубиков, бумаги, кистей, красок, книг, песка, воды и прочее. Редко встречаются в группах места для уединения и отдыха. Нечасто в садах можно увидеть индивидуальные детские работы, оформление группы с участием детей, детские фотографии. В работе с дошкольниками практически не используются телевизор и компьютер, отмечают проверяющие.
А если все же современные технические средства присутствуют в жизни дошкольной группы, дети не имеют возможности выбора: все вместе смотрят выбранный воспитателем материал (презентацию или мультфильм). В свободной деятельности все это недоступно. Таким образом, дети стихийно осваивают гаджеты, компьютер и телевизор вне детского сада, отмечают исследователи детской среды. (Кстати, за рубежом компьютера часто в садах тоже нет. Не нужен он им, у них в моде визуальная экология.)
Согласно полученным данным, условия для детей с особыми образовательными потребностями созданы лишь в пятой части детских садов и оцениваются на уровне «удовлетворительно». Все еще критическим остается большое количество детей в группах: в среднем 27–28 человек по списку, хотя присутствует в садах, как правило, около 65% детей. Одна из проблемных зон - спальни. Они переполнены и кроватки стоят вплотную друг к другу. Как отмечают в исследовании, в большинстве детских садов не предусмотрена замена продуктов для детей, страдающих аллергией.
Условия для воспитателей также оставляют желать лучшего. В большинстве детских садов нет ни времени, ни места для отдыха педагогов, нет специального места для проведения обсуждений в коллективе, помещения для индивидуальных бесед с родителями. Между тем, курсы повышения квалификации прошло за последние три года абсолютное большинство педагогов детских садов (92%).
Как недавно заявила депутат Госдумы РФ Любовь Духанина, сегодня средняя нагрузка на воспитателя детского сада уже превышает 40 часов в неделю, есть критические случаи, когда нагрузка составляет 60 рабочих часов. И это довольно много.
комментарии(0)