1
4924
Газета Образование Печатная версия

28.06.2018 00:01:00

Власть намерена ужесточить контроль за вузами

Университетское сообщество сопротивляется и опять поднимает вопрос об аккредитации высших учебных заведений

Тэги: вуз, контроль, аккредитация, шанинка, рособрнадзор


вуз, контроль, аккредитация, шанинка, рособрнадзор Для руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова (второй справа), возможно, настал момент истины. Фото с сайта www.obrnadzor.gov.ru

Сопредседатели межрегионального профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность» выступили с заявлением на тему лишения аккредитации Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка»). Они считают, что данная история, как и ранее спор Рособрнадзора с Европейским университетом в Санкт-Петербурге (ЕУ СПБ ) демонстрирует «неадекватность, присущую системе бюрократического контроля над высшим образованием». Напомним, что ранее глава Счетной палаты Алексей Кудрин призвал власть «кардинально перестраивать работу надзора в стране».

История с Московской высшей школой социальных и экономических наук, более известной как «Шанинка», по имени ее организатора и нынешнего президента Теодора Шанина, продолжается уже больше недели. Напомним, что вуз лишили аккредитации за то, что обучение в нем «по ряду дисциплин не соответствовало стандартам качества». В число «отвергнутых» попали: «Экономика и управление», «Искусствознание», «Искусство и гуманитарные науки», «История и археология», «История», «Психология», «Юриспруденция», «Политология», «Социология». Как и ожидалось, вуз, в котором реализуются совместные программы с Манчестерским университетом и выдаются два диплома – российский и британский – отмалчиваться не стал. За коллег тут же вступились профсоюзные лидеры и представители других высших школ. «Мы выражаем свою солидарность с коллегами из Шанинки, ЕУ СПБ и других российских вузов, страдающих от репрессивных действий Рособрнадзора, – написали представители «Университетской солидарности» в своем открытом письме, – и подчеркиваем, что выработку любых государственных профессиональных стандартов и требований к образовательным организациям недопустимо вести за закрытыми дверями министерских кабинетов, без участия преподавателей, которые будут сталкиваться с ними ежедневно».

Надо заметить, что подобного сопротивления Рособрнадзор не испытывал уже давно. Со времен скандала с Российским государственным гуманитарным университетом РГГУ (2012 год), когда старейший вуз вдруг был признан неэффективным. После этого случая закрывать вузы стали более осторожно. В целом же с 2014 года закрыта почти половина отечественных вузов: было 2268 (2014 год), а стало сегодня 1171. В основном под жернова попадали, конечно, негосударственные вузы и филиалы университетов по всей стране. Возникающие споры с «опальными» организациями быстро утихали. Недавняя история с Европейским университетом, который судился с надзорным ведомством довольно продолжительное время, – скорее всего исключение из правил. Но похоже, что сегодня все так же тихо, как ранее, проходить уже не будет. Вузы научились обороняться.

Но прежде чем рассказать, как они это будут делать, ответим на вопрос: а зачем вообще нужна высшей школе аккредитация? Тем более что вопрос об этом недавно подняла Ассоциация ведущих университетов России. На ее заседании было заявлено, что аккредитация в том виде, в котором она находится сегодня, себя изжила. В аккредитационные комиссии зачастую входят недостаточно подготовленные эксперты. При этом качество подготовки студентов не проверяется в ходе дополнительных процедур. Вместо них проводится документарный контроль, который не позволяет в полной мере судить о качестве определенной образовательной программы. Первый проректор СПбГУ и руководитель секретариата Ассоциации ведущих университетов Илья Дементьев заявил, что при анализе итогов проверок Рособрнадзора 2016 и 2017 годов было замечено, что результаты внеплановых выездов комиссии носят типовой характер и составлены по одному и тому же шаблону, который всегда заполняется примерно одинаково.

Так зачем же нужна аккредитация? Почему она не нужна Гарварду или Кембриджу, а нам нужна? Можно ли без нее? Ректоры на этот вопрос обычно отвечают, что в принципе вести образовательную деятельность и выдавать диплом собственного вуза можно уже при наличии лицензии. Другое дело, что диплом государственного образца более высоко котируется на рынке труда, чем диплом вуза, не подтвержденный статусом «государственности». А получить первый можно лишь при условии подчинения правилам получения игры Рособрнадзора.

Тем не менее признания диплома собственного, негосударственного, образца сначала стали добиваться ведущие вузы. Эксперты уверены, что эта история продолжится. Особенно после усиления давления со стороны государства.

Другой момент: вслед за лишением аккредитации, как правило, следует отзыв лицензии у вуза и следующий этап – запрет на образовательную деятельность. То, что эти две процедуры дублируют в чем-то друг друга, тоже раздражает вузовское сообщество. Но более всего возмущает «манипулирование формальными критериями качества образования» (цитата из письма профсоюзов). Ранее их готовили целые научные школы и институты, сегодня – чиновники. Напомним, что «несовершенство критериев» – вообще предмет постоянной критики оппонентов ведомства. Они действительно нуждаются в доработке.

И еще один момент касается самой процедуры.

Руководитель организации «Росвуз» Амет Володарский в интервью телеканалу ОРТ рассказал, что сегодня отбиться от большого количества формальных критериев вузу помогают специально нанятые люди, чья задача – «приезжать и кланяться» чиновникам. Нанятые только и заняты тем, что просиживают часами перед кабинетами чиновников. А в Интернете появилось специальное предложение: «Готовим к проверке Рособрнадзора».

Напомним, что ранее подобный пример приводил и руководитель Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов на заседании Ассоциации ведущих университетов РФ. Под пристальным вниманием оппонентов сегодня оказались и эксперты Рособрнадзора. На днях общественная организация «Диссернет» сообщила о «плагиате» в диссертации эксперта, участвовавшего в проверке «Шанинки».

Из всего этого можно заметить, что наступление на Рособрнадзор идет по всем фронтам. На всю эту критику власти отвечают тем, что... собираются расширить полномочия Рособрнадзора. А само ведомство сообщает, что готово сократить вал бумажной отчетности, переведя ее в электронный формат. Интересная история!         


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Виктор Красильщиков 12:38 28.06.2018

Нет ничего удивительного в наступлении на "Шанинку". Малограмотным чиновникам не нужны вузы, где учат думать, такие вузы опасны для власти. Вот и придумывают всякие аттестации. Прикрыть МГУ или НГУ не совсем удобно, так их можно развалить, понижая реальную зарплату и увеличивая нагрузку на штатных преподавателей, чтобы им некогда было заниматься наукой и думать.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
2251
Как рыбопромышленники оказались опаснее браконьеров

Как рыбопромышленники оказались опаснее браконьеров

Валентин Балашов

В отрасли "сконструированы" удивительно чудовищные размеры административных наказаний

0
8338
Госдума грозится совсем разорить иноагентов

Госдума грозится совсем разорить иноагентов

Иван Родин

На спецсчета с ограниченным доступом переведут все внутрироссийские доходы

0
2773
Стимулирование, которое ничего не стимулирует

Стимулирование, которое ничего не стимулирует

Рейтинги вузов и научных организаций ничего дать не могут, кроме материала для отчетов чиновников

0
18262

Другие новости