0
3029
Газета Образование Печатная версия

31.05.2018 00:01:00

Вместо дисциплины – самоорганизация

Школьники выбирают смешанные уроки и "перевернутые классы"

Тэги: образовательные методики, смешанная система, перевернутый класс, школа, самоорганизация, александр ездов, интервью


образовательные методики, смешанная система, перевернутый класс, школа, самоорганизация, александр ездов, интервью Фото агентства городских новостей "Москва"

В последние годы в школах активно внедряют новые образовательные методики. Их главная цель – не просто научить детей решать примеры и читать классическую литературу, а воспитать самостоятельных, умеющих делать выбор и расставлять приоритеты будущих профессионалов и граждан. О том, с какими сложностями приходится сталкиваться при переходе на новые методики, как на них реагируют учителя и родители и почему у детей они пользуются успехом, обозревателю «НГ» Наталье САВИЦКОЙ рассказал директор столичной школы № 1788 Александр ЕЗДОВ.

Александр Анатольевич, в школе, которой вы руководите, учится около 5000 человек. Удается ли при таких масштабах уделять внимание каждому ученику?

– Существует заблуждение, что найти индивидуальный подход к ученикам в больших классах невозможно. Что происходит при классическом индивидуальном обучении? Ребенок находится под постоянным контролем учителя, которому полностью принадлежит инициатива. В этом случае самостоятельность в ученике не развивается, ее невозможно проявить, даже если учитель демократичный.

Беспрекословная исполнительность – не самая лучшая черта, которую нужно развивать в ребенке сегодня. Тем более федеральные стандарты образования содержат требования о формировании в учениках самостоятельности, инициативности, коммуникативных навыков и так далее. Всего этого можно добиться и в больших классах. Нам только необходимо использовать новые методики и делать образовательный процесс по-настоящему интересным. Чем интересней и осмысленней уроки, тем больше мотивированы дети. Чем выше их мотивация, тем больших академических успехов они добиваются.

Какие методики используются в современных школах?

– В российских школах все чаще используют смешанную систему обучения. Внутри этой педагогической модели, например, есть метод ротации станций. По нему класс делится на несколько групп, которые в течение урока чередуют разные занятия: разговор с учителем и работу над мини-проектом, теорию и практику. Работая в группах, дети не только осваивают материал, но и учатся объяснять его друг другу, распределять между собой задачи. Это позволяет научить детей самоорганизации, а не просто дисциплинировать.

Также существует методика «перевернутого класса», когда, вместо того чтобы пассивно слушать объяснение нового материала на обычном уроке, ученики самостоятельно изучают его дома, а в школе занимаются практикой, решают возникшие вопросы, действительно включаются в учебный процесс.

Но традиционные уроки все равно остаются?

– Конечно. Во-первых, потому что так решают учителя. Я могу доказывать эффективность смешанной системы, приглашать экспертов, интересно рассказывающих о новейших подходах и программах, но я не насаждаю свое видение и полностью доверяю опыту педагогического состава. Во-вторых, смешанные уроки сложнее подготовить. На то, чтобы разбить класс на группы, раздать задания, рассказать, где брать источники, уходит гораздо больше времени.

Кстати, подготовку учителей к смешанным урокам можно и упростить. С этой целью мы формируем базу сценариев подобных уроков, а также делимся своим опытом с другими, загружая свои наработки на портал Московской электронной школы. Наши учителя тоже используют материалы МЭШ. Им необязательно постоянно что-то придумывать и выдвигать новые идеи. Нет ничего предосудительного в использовании опробованных на практике сценариев уроков с хорошо подобранными аргументами, иллюстрациями.

Каким должен быть педагогический коллектив в школе – молодым, опытным, смешанным?

– В нем должен быть баланс между более и менее опытными педагогами. Взаимодействие людей с разным опытом и взглядами на работу, если, конечно, они все свои силы и умения фокусируют на обучении детей, позволяет добиться больших успехов. Преподаватели должны полностью погружаться в школьную жизнь и не только учить, но и вывозить классы на экскурсии, участвовать в школьных мероприятиях, заниматься с учениками после уроков.

И еще я заметил важную тенденцию: люди, которые, получив педагогическое образование, уходили работать в другие сферы, сейчас возвращаются в педагогику. Это впечатляет. Это происходит прежде всего потому, что зарплата учителя в Москве стала привлекательной и ее дальнейший рост недавно, как вы знаете, анонсировал мэр.

Все ли учителя соглашаются с принципами работы вашей школы?

– Нет, иногда они даже уходят, будучи несогласными с той педагогической задачей, которую им ставят. Модель, в которой учитель не является авторитарным лидером, все еще непривычна для многих. Почему-то считается нормальным именно заставлять детей учиться. Я не разделяю мнения, что увлечь детей учебой можно только благодаря железной дисциплине. Нужно двигаться в сторону развития в детях самостоятельности, нужно учить их без посторонней помощи искать ответы на вопросы.

А что думают родители о ваших нововведениях?

– Когда мы начинали внедрять смешанное обучение, родители недоумевали, почему в классах парты стоят не рядами, а островками, мол, не всем будет удобно смотреть на доску, у детей будет искривление позвоночника и тому подобное. Еще больше они удивились, когда мы сказали, что доска на уроках используется не всегда. В итоге мы провели учебный день для родителей, в котором они были в роли учеников. После этого большая часть вопросов была снята.

Заручившись поддержкой родителей, мы выделили в расписании 5-х классов один день для проектов. В такой день ученик может сделать 2–3 проекта, потратив около двух часов на проработку каждого из них. При этом одновременно задействованными оказываются знания из разных предметов. И самое важное – дети самостоятельно делают выбор и определяют, чем они хотят заниматься и какие темы прорабатывать.

Мы бы не вводили проектные дни, если бы не были уверены, что детям будет интересно. Ни один ученик не сидит без дела: одни пишут, другие чертят, третьи что-то живо обсуждают. На уроках, где дети сидят друг за другом и слушают строгого учителя, о такой вовлеченности остается только мечтать.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
1862
Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Наталья Савицкая

Школьная оценка по поведению всегда вызывала много критики

0
4939
Глава Русской духовной миссии в Иерусалиме рассказал об изгнании из Болгарии и служении в Израиле

Глава Русской духовной миссии в Иерусалиме рассказал об изгнании из Болгарии и служении в Израиле

Милена Фаустова

Ближневосточная война разлучила паломников со Святой землей

0
7402
Новые власти Сирии не спешат ссориться с Россией

Новые власти Сирии не спешат ссориться с Россией

Геннадий Петров

Победители Асада хотят продемонстрировать, что они – антииранская, а не антироссийская сила

0
3168

Другие новости