В развитых странах урок уже в редких случаях обходится без применения гаджетов. Фото агентства «Москва»
Хотя внедрение технологий в школах дорого и доступно скорее богатым странам, наибольшую выгоду от их применения могут получить именно развивающиеся страны. Дело в том, что доступ к технологиям и распространение онлайн-обучения помогает смягчить такие проблемы, как недостаток учителей, недоступность образования детям с особенностями развития или территориальная недоступность школ, – к такому выводу пришли социологи, проведя опросы в 16 странах.
Корпорация Google совместно с Economist Intelligence Unit опубликовала исследование, посвященное тому, как именно технологии могут трансформировать школьное образование. В опросе участвовали 1,2 тыс. учителей из 16 стран, в том числе из США, Великобритании, Бразилии, Японии, Мексики. В результате опросов выяснилось, что 79% участников исследования уверены: чтобы преуспеть в будущем, современные дети должны овладеть не только знаниями, но и метанавыками (навыки, не связанные с конкретной профессией).
Быть успешными в профессии в XXI веке современным школьникам помогут такие новые технологические подходы, как: «активное обучение» (так считает 51% респондентов), «проектное обучение» (45%), «развитие способности к самостоятельному обучению и умения мыслить» (42%), «персонализация обучения» (40%). Также 82% респондентов уверены в том, что цифровые технологии – эффективный инструмент развития школьников, полезный для вовлечения детей в обучение, организации интерактивной совместной работы и сотрудничества школьников при обучении.
Внедрение технологий в школах по всему миру идет по самым разным направлениям – от простого использования ноутбуков, планшетов и интерактивных досок до применения технологий виртуальной реальности. Так, например, в Финляндии разработали программу по обучению школьников основам 3D-печати. Технология позволяет финским учителям перевести в игру процесс обучения, создавая компьютерные квесты. С их помощью школьники могут проходить учебную программу и получать награды за достижения. Дети в игровой среде учатся программировать и разрабатывать собственные игры и приложения.
Особенно активно рынок образовательных технологий развивается в Азии. В местных начальных и средних школах учится около 600 млн человек, так что этот регион является лидирующим в мире по числу учащихся. Кроме того, здесь традиционно высоко ценится образование, а на вступительных экзаменах в вузах выпускники школ сталкиваются с жесточайшей конкуренцией.
В Азии лидирует Китай. Еще в 2016 году правительство страны приняло пятилетний план по модернизации китайской образовательной системы. К 2020 году китайские власти собираются инвестировать в различные технологические проекты около 30 млрд долл. Один из приоритетов – развитие онлайн-обучения. Кроме того, к этому же сроку власти Поднебесной хотят увеличить число компьютеров в школах так, чтобы один компьютер приходился хотя бы на шесть учащихся. Известная китайская компания разрабатывает онлайн- и офлайн-курсы для школ – здесь и 3D-печать, и создание лабораторий для проведения научных экспериментов, и проектирование.
Хотя по уровню проникновения технологий и гаджетов Индия пока отстает от Китая и многих других стран, темпы роста здесь одни из самых высоких. Правительство страны реализует две программы: «Цифровая Индия» и «Умелая Индия» (Digital India, Skill India). В последние годы страна переживает взрывной рост количества гаджетов у населения, а также активное распространение Интернета. На конец 2017 года в Индии было 348 млн интернет-пользователей, и страна вышла на второе место по этому показателю после Китая, а к 2021 году число пользователей здесь должно вырасти до 555 млн.
Правительство Малайзии в 2016 году запустило программу по введению в начальных школах страны курса, обучающего программированию. В январе Министерство экономики, торговли и промышленности Японии заявило о намерении повысить проникновение технологий в образование и модернизировать образовательную систему страны. Одна из целей японских властей – рост доли онлайн-образования, в том числе в начальной и средней школе. Для этого предполагается в ближайшие три года настолько увеличить количество компьютеров во всех школах, чтобы у каждого ученика был собственный компьютер. Кроме того, власти Японии собираются поощрять учебные заведения, применяющие передовые технологии, например искусственный интеллект, и сотрудничающие с технологическими корпорациями.
В России новые образовательные технологии только начинают внедрять в среднюю школу (речь идет о цифровых платформах для изучения школьных предметов, подготовки к экзаменам, помощи учителю). В Москве, например, с прошлого года действует программа «Московская электронная школа», она предусматривает внедрение электронных учебников и тестов, интерактивные сценарии уроков, электронные дневники. Такие материалы используются в основном на уроках физики, химии и биологии. Школьникам выдают очки виртуальной реальности, учащиеся могут делать виртуальные лабораторные работы, проводить опыты и смотреть, как проходят те или иные физические и химические процессы.
комментарии(0)