1
2631
Газета Образование Печатная версия

05.04.2018 00:01:00

Жесткий ЕГЭ направляет поток абитуриентов в техникумы

Система среднего профобразования – слабое звено, на которое делают ставку власти

Тэги: россия, образование, егэ


россия, образование, егэ В ближайшие пять лет число получающих среднее профессиональное образование увеличится в 1,5 раза. Фото РИА Новости

Исследование на тему «Реформирование системы образования в России: результаты и последствия» провела группа экспертов Российской академии народного хозяйства при президенте РФ (РАНХиГС) под руководством профессора, доктора экономических наук Татьяны Клячко. По оценке авторов проекта, одним из наиболее уязвимых звеньев сегодня стала система среднего профессионального образования (СПО), на которую делает ставку Министерство образования и науки РФ.

Как считает Татьяна Клячко, при сохранении нынешнего уровня бюджетного финансирования в размере 3,6% ВВП невозможно обеспечить даже минимально необходимое развитие системы общего и высшего образования. Для системы же среднего профобразования пока неясно, перед какими вызовами она оказалась.

Начиная с 2014 года, когда нормы сдачи ЕГЭ стали более жесткими, значительная часть абитуриентов направилась в организации среднего профобразования. До 2024 года численность поступающих в СПО вырастет в 1,5 раза. Если поток абитуриентов будет и дальше нарастать при практически падающем финансировании, то система может не выдержать. Поэтому уже сейчас необходимо принимать упреждающие меры – обновлять материальную базу, повышать зарплаты преподавателям. Речь в данном случае идет именно о бюджетном финансировании, так как среднее профобразование по Конституции у нас общедоступно и бесплатно, напоминает Татьяна Клячко.

По мнению авторов исследования, острая нехватка бюджетного финансирования может затруднить развитие и других ключевых областей образовательной системы. Как в случае с молодежной политикой. И с прикладными научными исследованиями в области образования, где даже рост бюджетных расходов в 1,5 раза приводит к тому, что их объем в ценах 2016 года не превышает 18 млрд руб. Такие объемы финансирования не позволяют говорить об эффективном развитии науки об образовании, а следовательно, и об адекватном проведении образовательных реформ.

Не менее проблемной сферой становится подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образования. Система образования должна меняться, чтобы обеспечить эффективное решение актуальных проблем, однако, как считают авторы исследования, до сих пор опыт проведения реформ в образовательной сфере в России трудно признать успешным.

До последнего времени реформированию системы образования мешало несколько факторов. В том числе низкая мотивация тех, кто должен реализовывать реформы на практике (они в чистом виде исполнители, которые практически никогда не бывают задействованы в выработке решений по реформированию). То есть слабо учтены интересы задействованных в них групп.

Следующим моментом является тот факт, что разрабатываются управленческие схемы, которые часто не отвечают первоначальным задачам (идеям) проводимой реформы. В стратегиях, считает Татьяна Клячко, не просчитана или плохо просчитана потребность в ресурсах на реализацию реформ. И даже если потребность в ресурсах определена достаточно точно, то нет схемы действий при уменьшении финансирования, которое является скорее правилом, а не исключением.

Не учитывается или слабо учитывается фактор времени. То же самое касается «пространственного фактора». Реформы системы образования обычно строятся как жестко централизованные. Однако все проекты приобретают в дальнейшем региональную окраску в силу особенностей социально-экономического развития конкретного субъекта РФ, замечают авторы исследования.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
1310
5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

В школах появятся комиссии, которые займутся роддержанием авторитета педагогов

0
1076
Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

Региональная политика 19-19 декабря в зеркале Telegram

0
2282
В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
6333

Другие новости