Города надо развивать, но в муниципальных вузах к такой профессии не готовят. Фото агентства «Москва»
Как считают эксперты, в постиндустриальном мире принципиально меняется роль образования: университет все чаще становится инструментом социализации и источником мотивации к саморазвитию. Вопрос передачи знаний и мастерства сохраняется, но отходит немного на второй план. Профессиональное становление – это все больше и больше результат самообразования.
Все это понимаешь особенно явно, когда попадаешь на Artplay, где все пространство оккупировано школами, дающими альтернативное образование. Поэтому здесь легко встретить представителей не существующих пока в массовом масштабе профессий. Туда-сюда снуют группами стильно одетые молодые люди. Со стороны, если прислушаться к их разговорам, звучат они как диалоги инопланетян.
В мансардном помещении меня встречает команда молодых архитекторов. Знакомимся. Истории ребят похожи тем, что ранее они все занимались классической архитектурой. И всем им этого в какой-то момент оказалось катастрофически мало.
Многие не раз ловили себя на мысли, приезжая в какой-то район Москвы или Подмосковья: кто архитекторы этих убогих строений? Где они вообще учились? Собеседники мое негодование разделяют, но считают, что надо идти дальше и думать о комплексном развитии территории.
«Сразу после того как я получила архитектурное образование, поняла, что заниматься хочу именно развитием территорий. Но комплексной учебной программы на тот момент еще не было, – рассказывает куратор программы УТРО («Управление территориальным развитием») Анна. – Была только «Стрелка» (институт «Стрелка». – «НГ»). Но то, что они занимаются урбанистикой с ориентированностью на медийность (без охвата, например, управленческого сегмента), меня лично не устраивало. Программу НЛТР («Новые лидеры территориального развития». – «НГ»), предшественницу нашей, запустили МАРШ (Московская архитектурная школа. – «НГ») и ИГСУ РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства при президенте РФ. – «НГ»).
«Слушайте, а кроме торгово-развлекательных центров, сегодня еще что-то строят в регионах?» – задаю давно мучающий меня вопрос. Нет, мне правда жаль толпы наших людей, в воскресные дни устремляющихся в эти дворцы из пластика! Жаль детей, которые не видят ничего, кроме пластикового мира.
«По большому счету, – делится куратор УТРО Александр, – особых мыслей по развитию территорий, кроме как построить большой ТЦ, обычно у местных начальников нет. Но они хорошо понимают язык денег. Когда в цифрах доказывается, что есть более сбалансированные решения, чем строительство центра, то девелопер и чиновник готовы тебя как минимум выслушать. А толчком для коррекции стартового задания может быть банальный опрос местных жителей».
«К развитию территорий сегодня пристальный интерес, – рассказывает директор Московской архитектурной школы Никита Токарев. – Мы проводим воркшопы в разных регионах в течение вот уже трех лет и видим это наглядно. Целевые программы существуют, но мы все чаще замечаем, что реализовывать их некому. Есть города в России, где совсем нет архитекторов, не говоря уже о других специалистах в этой области. То есть бюджет на развитие есть, а проектировать некому».
Если города надо развивать, то почему не готовят к такой профессии в муниципальных вузах? «Именно такой профессии, как специалист по региональному развитию, нет, но есть компетенции, которые пристраивают над основным образованием. Которое может быть любым: в этой сфере успешно работают и маркетологи, и инженеры, и архитекторы. Обучиться этому может и чиновник, и девелопер, и проектировщик, и даже общественник. Но обязательно это должен быть человек с сильной мотивацией, которому интересно развитие территории, на которой он живет», – говорит Токарев.
На программу УТРО как раз и приходят люди самых разных профессий – инженер, который работал когда-то на стройке, но захотел понять, для чего он прокладывал теплосети, банковский работник, вдруг заинтересовавшийся, для чего он выдавал кредит строительным организациям… Москве, например, очень нужны гуманитарии – сторителлеры (рассказчики историй). К примеру, в Вероне весь туристический кластер держится на легенде о Ромео и Джульетте: веб-бизнес, гостиницы, рестораны и пр.
Сколько таких легенд в одной Москве! Даже странно, что ни одна не используется у нас так, как шекспировский сюжет там. Возникает вопрос: а можно ли покрыть дефицит таких кадров, допустим, просто переобучением чиновников-управленцев? «Можно ли обучить приказом сверху? – переспрашивает Никита Токарев. – Звучит заманчиво, но мотивация должна все-таки идти изнутри». Еще он уверен, что набор универсальных компетенций по развитию территорий вряд ли можно совместить в одном человеке. Организаторы пришли к выводу, что на основе студенческих команд формируются производственные группы, продолжающие работать вместе и создающие собственные команды. И уже такие команды в итоге работают там, где не получается с этим пока у государства.
А что? Если из стен творческих вузов выходят порой целые готовые театральные коллективы, то почему из университетов не могут выходить команды по развитию городов? Там, где один в поле не воин...
комментарии(0)