0
3382
Газета Образование Печатная версия

29.03.2018 00:01:00

"Хмур погибнет от укола иглы"

Тексты учебников, написанных по новым федеральным госстандартам, ставят родителей в тупик

Тэги: школа, образование, знания, навыки, челябинск, конференция, новые технологии, методики


школа, образование, знания, навыки, челябинск, конференция, новые технологии, методики Критикам новых реформ непонятно, зачем надо закрывать маленькие сельские школы и обучать всех детей в одной – но большой. Кадр из фильма «Последний звонок». 2017

Настоящую войну между прошлым и будущим образования наблюдаем мы в последнее время. На одном полюсе – сторонники новых форм обучения, с другой стороны – радетели «старины» с опорой на традиционный урок. Их главный спор выгдяит так: учить знаниям или учить навыкам? Намеренно не берем пока тему государственных федеральных стандартов, за которые сегодня тоже развернулась настоящая схватка, ограничимся рассказами об обычных мероприятиях, которых на неделе случается по десятку.

На днях в Челябинске завершилась Всероссийская научно-практическая конференция «Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся: от замысла к итогам. Проблемы решения». Там ученые, авторы учебников и учителя обсудили проблемы обучения детей. Говорили о том, что российским школам нужны новые технологии и новые методики обучения, которые позволят формировать у учащихся «исследовательские компетенции». А в будущем это поможет ученику стать более успешным в жизни. Критиковали традиционные уроки, на которых «учителя по старинке требуют, чтобы школьник выучил урок. А он сегодня выучил, завтра – забыл». Напоминали, что цель образования сегодня – это научить ребенка добывать знания, а не слепо заучивать что-то там не особо нужное наизусть. 

И не так давно на круглом столе в Госдуме РФ собравшимся показали очередную серию фильма «Последний звонок». Фильм, как убеждают нас его авторы, создавался за счет средств народа и не инициирован сверху. После показа состоялось обсуждение увиденного. Пересказывать фильм – занятие долгое и отчасти бессмысленное. Скажем здесь только, что авторы не забыли ничего. Они обратили наше внимание на все смыслы, что ускользают за красивыми словами разных деятелей с высоких трибун. Например, в фильме дается фрагмент занятий руководителя Федерального института развития образования (ФИРО) с учителями, на котором последним говорят, что учитель «равен ученику». Почему отрицается то, что учитель учит, задаются вопросом авторы фильма.

Или, например, авторы фильма пристально изучают учебники, которые выходят вслед за новым ФГОСом. Вот задание к уроку по окружающему миру. Детям создатели учебника предлагают изучить следы диких животных. В методичке к уроку поясняется, что это «практикоориентированный» метод обучения, и выполнение задания когда-нибудь может помочь заблудившемуся в лесу ребенку найти по следам животных дорогу домой. Там же мамы в кадре цитируют учебник для начальной школы. Вот поговорки для развития детей: «Хмур погибнет от укола иглы», «Красная река вытекает из колодца», ну и так далее. Сейчас принято, чтобы уроки для малышей вели сказочные герои. Чтоб не скучно на уроке было. И у ребят есть – Анишит Анвеокоп (переверните ее имя – Тишина Покоевна). Книги Джанни Родари, Николая Носова идут в пересказе современных авторов. (Вопрос - зачем?)

Во время обсуждения фильма зачитали несколько писем, которые пришли на имя создателей. 

«Здравствуйте. Я ученик 11-го класса обычной московской школы, – сообщается в одном из писем. – Когда мне было 11 лет, моя семья переехала в Москву из Твери, чтобы дать мне возможность получить достойное образование… Тогда школа носила гордое название, в котором были слова «с углубленным изучением английского языка». Действительно, система изучения иностранных языков тогда была эффективна. Меня с моим «тверским» английским (должен отметить, для 4-го класса в Твери он был вполне неплох) здесь мог запросто превзойти любой второклассник. Почти на каждом уроке мы слышали, что для нас станут почти обязательными экзамены по английскому в 9-м и 11-м классах, и мы не боялись их, зная, что нас есть кому подготовить.» 

Спустя два года, сообщает далее автор письма, все изменилось в худшую сторону. «Четыре школы и четыре детских сада одного квартала объединили в одну, - пишет школьник, - дали новоиспеченному комплексу наш номер, однако в силу каких-то причин в руководство объединения никто из наших администраторов не попал… «Молодой и перспективный» директор превратил школу в опытную лабораторию образовательных реформ, подписав ей смертный приговор. Статуса школы с углубленным английским мы лишились. Второй язык – французский, гордость нашего предыдущего директора, – превратился в фиктивный предмет с одним часом в неделю. А дальше пришла «Школа ступеней». Суть процесса заключается в объединении на базе одного здания комплекса нескольких параллелей классов. Начальная школа отдельно, средняя и старшая – тоже в отдельных корпусах. То, что мы остались в своем корпусе, стоило места работы нашему директору...Корпус старшей школы превратился в гетто. Там запросто могут украсть у человека что угодно – от банальной пачки сигарет до наушников и телефона. Дисциплина отсутствует...»

Ну вот, собственно, в таких спорах и вязнет сегодня наша школа. А сейчас еще новый виток скандала впереди – обсуждение стандартов.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1759
Турция и Израиль не поделили воздушное пространство

Турция и Израиль не поделили воздушное пространство

Игорь Субботин

Президенту еврейского государства перекрыли путь в Азербайджан

0
1772
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3126
Минюст поручил ФСИН разобраться в рецидивистах

Минюст поручил ФСИН разобраться в рецидивистах

Екатерина Трифонова

Уровень повторных преступлений в 2022–2023 годах оставался высоким

0
3596

Другие новости