1
6636
Газета Образование Печатная версия

22.02.2018 00:01:00

Целевой набор себя не оправдывает

Студенты, не закончившие курс обучения по контракту, возместят расходы предприятия из своего кармана

Тэги: законопроект, образование, вузы, целевое обучение, мониторинг, трудоустройство


законопроект, образование, вузы, целевое обучение, мониторинг, трудоустройство Абитуриенты «по контракту» составляют не более 20% от бюджетного приема в вузы, но все равно раздражают конкурентов. Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

В стенах ОП РФ прошло «нулевое чтение» законопроекта № 352780-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования целевого обучения». Тема назрела, потому что, по оценкам экспертов, половина студентов, принятых по соответствующей форме, не заканчивают вуз.

Эксперты также сообщили о результатах мониторинга текущей ситуации: более чем 50% договоров на целевое обучение формально вообще не содержали обязательств трудоустройства и не были даже оговорены. Более чем в 40% отсутствуют меры социальной поддержки. И по оценке директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Александра Соболева, «студенты-целевики в 50% случаев не попадают на те предприятия, от которых проходили обучение». Но проблема не только в этом. Анализ ситуации на местах показал, что на целевые места часто проходят абитуриенты с невысокими баллами. И несмотря на оказываемую им в дальнейшем помощь, просто не тянут обучение. Еще некоторый отток специалистов (например, на медицинских направлениях) происходит на стадии послевузовского обучения, когда у врачей наступает взрослая жизнь и появляются семьи, которые нужно кормить, а значит, совмещать учебу (не всегда бесплатную) с работой.

Целевые места для абитуриентов существовали (и существуют) во всех бюджетных вузах и на самых разных направлениях обучения. Государство часто нуждается в каких-то профессионалах на местах, подготовку которых легче осуществить в условиях целевого набора. Особенно власть беспокоит нехватка учителей и врачей в регионах. Поэтому и случается, что, например, в медицинских вузах при общей норме целевых мест 10% от бюджетного набора доля целевиков доходит иной раз до 50%. Но даже при этом хотеть – это одно, а получить специалиста не всегда получается.

Поэтому цель разработанного Минобрнауки России законопроекта – совершенствование механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Как отмечают эксперты, законопроект имеет сложную структуру и предусматривает «разработку более 10 подзаконных нормативных актов». Согласно прогнозам авторов проекта, принятие закона приведет к тому, что целевой прием уменьшится и станет более эффективным. Но горевать не надо, потому что за последние два года Минобрнауки России предложило ряд схем, которые позволяют без целевого приема обеспечить целевое обучение. 

Но сначала рассмотрим, как предлагается отрегулировать ситуацию с набором.

«В число условий договора о целевом обучении сегодня предлагается включить обязательство гражданина по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении. Также предлагается ввести новую норму об установлении срока трудовой деятельности в организации, определенной договором, но не менее трех лет, и срока трудоустройства в эту организацию», – заявил председатель комиссии ОП РФ по развитию образования Михаил Погосян. Кроме того, новым законопроектом предусматривается за неисполнение обязательств договора возмещение студентом заказчику расходов целевого обучения. И на заказчика также возлагаются штрафные санкции за нетрудоустройство вчерашнего студента. 

Ну и теперь – можно ли исправить ситуацию без целевого набора. Помочь в этом может профориентационный экзамен, который студент сдает после двух-трех лет обучения в вузе. Если работодатели оценят высоко рвение студента, они заключают с ним договор о целевом обучении. 

Или другой пример. Начиная с третьего курса бакалавриата и второго курса магистратуры студенты предприятий и вузов, подведомственных Минобрнауки России, заключают официальный договор, в соответствии с которым они учатся по особым программам, ориентированным непосредственно на работу в штате конкретных предприятий. В этих случаях особую роль, конечно, играют дополнительные стимулы для студентов в виде ипотеки и иных заманчивых предложений.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


igor smirnov 15:09 23.02.2018

Все сводится к обязательствам выпускника. А что такое "трудоустроить" со стороны работодателя - просто дать работу? Но какую, за какие деньги, как обеспечить жильем, какие его права-на этом проект может взорваться.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
4397
Цифровизация КоАП не обойдется без проблем

Цифровизация КоАП не обойдется без проблем

Екатерина Трифонова

На примере судов техническая оснащенность других госорганов тоже вызывает сомнения

0
2135
Российские работники хотят получать в два раза больше

Российские работники хотят получать в два раза больше

Анастасия Башкатова

Отсутствие прозрачной и справедливой системы вознаграждения препятствует росту производительности

0
2884
Муниципальную реформу опять подвесили

Муниципальную реформу опять подвесили

Иван Родин

В условиях СВО принято политическое решение – стабильность важнее денег

0
4440

Другие новости