В регионах России еще сильны традиции прежней школы. Фото Алексея Мальгавко/PhotoXPress.ru |
Предмет «Нравственные основы семейной жизни» («семьеведение») может появиться в сетке школьного расписания. Об этом заявила уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова. Она же сообщила и о принципиальном согласии на это министра образования и науки РФ Ольги Васильевой.
Заявление Кузнецовой о новом школьном предмете последовало сразу же после заседания научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства на тему: «Семья как фактор профилактики девиантности детей и подростков», на котором присутствовала детский омбудсмен. Мероприятие прошло под председательством президента Российской академии образования академика РАО Людмилы Вербицкой и председателя научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства академика РАО Артура Реана. Последний делал основной доклад на тему, где использовал данные различных исследований, посвященных асоциальному поведению детей и подростков.
Сразу отметим, что мнение как к самой теме, так и к личности инициатора данного проекта Артуру Реану у профессионального сообщества неоднозначное. Кто-то считает затею с уроками бесполезной, а автора программы характеризуют скорее как политического деятеля и активного реализатора президентстких грантов. Другие находят в этом мероприятии здравое зерно. (Как мы видим, вот и Анна Кузнецова вернулась со встречи «окрыленная».) Артур Реан известен узкой публике как руководитель и разработчик ряда комплексных программ, среди которых наиболее значимы «Профилактика наркотизма и асоциального поведения молодежи» (1998–2001), «Психология агрессивного поведения» (Президентский грант, 1997–1999), «Социальная защита детства» (2000–2002), «Семьи и дети группы риска» (2002–2006), «Крепкая семья» (2006–2011). Реан, судя по ряду его интервью, убежден, что количество разводов в нашей стране можно существенно сократить, если молодых людей специально готовить к супружеской жизни.
А если вопрос упирается в этот момент, то стоит разобраться, насколько остра данная тема для России. И меняется ли сегодня в глазах россиян институт семьи и процесс самоопределения человека, чтобы поднимать вопрос о создании целой федеральной программы? Причем лучше рассмотреть этот вопрос в сравнении с зарубежным опытом.
Исследования Высшей школы экономики (ВШЭ), проведенные совсем недавно, показывают на примере поколений 1930–1970-х годов рождения в России, Франции и Эстонии, что отношение все-таки меняется... но разными темпами.
Например, в странах Европы идет рост количества партнерств (сожительств) и снижение числа браков. Международное исследование, на которое ссылаются в своем сравнительном анализе сотрудники ВШЭ (Generation and Gender Survey), показывает нам следующую картинку.
Во Франции доля людей, которые хотя бы раз жили в партнерстве, поднялась у мужчин с 22% у старших поколений выборки до 74% у младших, а у женщин – с 19 до 79%. В Эстонии соответствующие изменения скромнее: с 33 до 64% у мужчин и с 25 до 72% у женщин. А в России цифры выросли меньше всего: с 27 до 47% у мужчин и с 25 до 47% у женщин. Выходит, россияне менее других склонны вступать во внебрачные отношения.
По бракам ситуация такая. Доля людей, которые хотя бы раз состояли в браке, снижается от старших к младшим поколениям. Во Франции она упала с 87 до 35% у мужчин и с 83 до 43% у женщин. В России – с 92% до 62% у мужчин и с 85 до 72% у женщин. В Эстонии у мужчин цифры снизились с 93 до 33%, у женщин – с 91 до 45%. Россияне верят в брачные узы, особенно женщины.
Процесс взросления в исследуемых странах тоже меняется. Взросление складывается из социоэкономических и демографических событий. К первым относятся окончание получения образования, отделение от родителей и первая работа. Ко вторым – создание семьи и рождение детей. У старших поколений эти события наступали рано, интервалы между ними были небольшими. Так, закончив образование и получив работу, люди почти сразу задумывались о создании семьи. Сегодня модель взросления стала «поздней, растянутой и сложной» для всех стран. Но темпы опять разные.
Франция – лидер изменений. Там сожительства теснят браки, материнство «стареет» (рождения откладываются на более поздний возраст). Россия «модернизируется» медленнее. В ней преобладают браки вместо партнерств, а также более раннее создание семьи и материнство. Эстония занимает промежуточное положение между странами. С одной стороны, ей исторически свойственны откладывание свадеб и рождений и высокая доля безбрачия. С другой стороны, в Эстонии большая доля русскоязычного населения, которое меняет эту картину.
Промежутки времени между отделением от родителей и рождением детей тоже различаются по странам. Во Франции это большой интервал – пять-семь лет, в России это всего лишь два-три года.
В общем, процессы «модернизации» отношений мужчины и женщины идут своим чередом. И Россия пока не стоит в авангарде данного процесса. Что случится дальше, зависит от многих факторов. В какой-то степени и от изменений в школьных программах, которые из года в год постепенно уводят нас от традиций русской школы. А может – и русской жизни.
комментарии(0)