Открывать новые горизонты можно в любом возрасте. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Уровень образования и продолжительность жизни человека связаны между собой, выяснили исследователи Высшей школы экономики. Люди с вузовским дипломом живут дольше своих менее образованных сверстников. Только стариковское «образовательное гетто» создавать не надо.
Сотрудники ВШЭ задались целью узнать, сколько проживают люди с разным уровнем образования в интервале от 30 до 69 лет. Сравнение ученых построено на данных Росстата, рассматриваемый ими период – с 1979 по 2015 год. Исследователи выяснили, что люди с высшим образованием в среднем живут дольше своих менее образованных сверстников. В 2015 году различие в продолжительности жизни после 30 лет между мужчинами с высшим и средним образованием составило 8,5 лет. При этом те мужчины, которые не окончили полный курс средней общеобразовательной школы, жили в среднем на 13,2 года меньше, чем сильный пол с вузовским дипломом. У женщин в 2015 году эта разница тоже была, пусть и не столь заметной – 6,1 года.
Если рассматривать этот интересный момент в динамике, то разница еще и существенно выросла за рассматриваемые годы. В 1979-м «высокообразованные» мужчины получали от жизни «бонус» всего лишь в 6,8 года. «Как правило, люди с более низким уровнем образования заняты более тяжелым трудом (квалификация часто предполагает физические нагрузки. – «НГ») и работают в худших условиях, – пояснили эти данные авторы исследования исследователи ВШЭ Евгений Андреев и Татьяна Харькова. – Они имеют более низкий уровень жизни. Им доступна менее качественная медицинская помощь». Люди этой группы чаще болеют, реже придерживаются здорового образа жизни. Среди них более распространено девиантное поведение. Это понятно... но, с другой стороны, на продолжительность жизни влияет и то, как человек умеет реализовать свои возможности. Вывод из всего этого следует один – надо учиться.
Журналист Малкольм Гладуэлл, отношение к которому в научном мире неоднозначно, тем не менее красиво увлекает своих почитателей по всему миру многими идеями. Он выдал такую любопытную гипотезу: достичь мастерства в какой-либо области возможно за 10 тыс. часов. Таким образом, за свою жизнь можно получить, грубо говоря, не меньше семи профессий. Красивая идея, которая может быть принята на веру теми, кто хочет найти себя. И придать своей жизни совсем иной смысл.
Опять же на основе данных Росстата ученые проследили, как изменились массовые профессии за 15 лет (2000–2015). Почти половина населения России занята всего в 28 профессиях: таковы данные аналитического исследования ВШЭ «Профессии на российском рынке труда». Напомним, что в экономике РФ задействовано свыше 72 млн человек. Имеющихся профессий – около 450. Массовых (не менее 1% от общего количества занятых) 28, но именно в них сосредоточено около 50%, или более 36 млн работающих граждан. И это очень высокий показатель, гораздо выше, чем в других странах. В США, например, эта цифра 30,5%, в Великобритании – 23,8%.
Заметьте, около 14% от числа занятых приходится всего на две профессии, для овладения которыми достаточно курсов на базе среднего образования. Это водители и продавцы. Представляете, мы – страна водителей и продавцов. Если учесть, что интернет-торговля набирает обороты, то недалеко то время, когда автороботы начнут водить машины. Недавно я читала о проекте, который позволит разгрузить стоянки в городе. Машины в гаражи за МКАД будут увозить роботы. Как вам такая мысль?
То есть вывод второй – учиться уже пора. И эксперимент, начатый в ноябре этого года, говорит, что лед тронулся. Более 10 тыс. человек подали заявки на участие в столичном эксперименте по обучению старшего поколения. Студенты преклонного возраста имеют сегодня возможность получить образование на одном из пяти факультетов: на базе гуманитарного, массовых коммуникаций и информатики, культуры и творчества, здоровья и безопасности или психологической поддержки личности. «Мы уже учим 20 тыс. студентов по разным направлениям, и теперь я подписал приказ на зачисление еще 2600 человек старшего возраста, – рассказал ректор Московского государственного педагогического университета Игорь Реморенко. Он же отметил, что самая интересная для пенсионеров программа обучения – иностранные языки. Заметим, что это еще и показатель активной жизни. Люди хотят путешествовать, им нужен английский.
С другой стороны, не стоит загонять людей в стариковские «образовательные гетто». Недавно моя приятельница, очень активная журналистка, ушла на пенсию и покинула редакцию газеты. Молодящаяся бодрая женщина. Захотела чему-то еще поучиться, заглянула в один из «народных университетов», а там сидят старушки в очках, треплются о таблетках и внуках. Она развернулась и ушла. Другая моя приятельница, тоже журналистка, пошла учиться в Суриковскую академию в 56 лет. Расцвела еще больше. Радует ФБ-друзей своими полотнами. И чувствует себя в компании молодых довольно уверенно. Думается, что общение с ней будет полезно и молодым ее однокурсникам не менее, чем ей. Поколениям есть чем обогатить друг друга. Нужно просто избавиться от ложного стыда, что учиться в 50–60 уже стыдно, потому что пора ученичества миновала. Время нынче другое.