0
11185
Газета Образование Интернет-версия

09.11.2017 00:01:00

Университет – это больше, чем просто место учебы

Тэги: вуз, университет, функции, общество


вуз, университет, функции, общество Цель «третьей миссии» университетов – использование научных исследований для появления значимых изменений в обществе. Фото с сайта www.msu.ru

Тему, связанную с развитием высшей школы, обсудили на VIII Международной конференции исследователей высшего образования в Высшей школе экономики. На конференцию приехало более 300 участников из 13 стран и 30 российских регионов. В общей сложности прозвучало около 80 докладов, но, по заявлению организаторов, заявок было подано более 400. Один из центральных докладов конференции касался популярного тренда – третьей миссии университетов.

Сделал такой доклад Аттилла Пауситс из Австрии, директор Центра менеджмента образования и развития высшего образования Дунайского университета. Свое выступление он назвал «На пути к третьей миссии: университеты в переходный период».

Поясним, что такое третья миссия. Испокон веку университеты осуществляли две функции: обучение и научно-исследовательскую деятельность. Однако в 70-е годы прошлого столетия Совет по образованию в Германии обозначил в качестве третьего основополагающего направления непрерывное образование. В России эта идея приобрела важность с вступлением в стадию постиндустриального развития. Так как существенным фактором социально-экономического развития в нынешнем обществе является постоянно обновляемое знание.

В большинстве европейских стран обучение на протяжении всей жизни  очень тесно связано с аспектом коммерциализации вуза, отметили на конференции в ВШЭ. И исследования должны быть привязаны к практической составляющей.

Но если связывать третью миссию университетов исключительно с коммерческой деятельностью, велика вероятность упустить ее важные составляющие, считает Атилла Пауситс. Социальная направленность деятельности здесь так же важна, как и коммерциализация научного знания. То есть университеты должны вносить свой вклад в работу правительства, общественную жизнь и деятельность частного сектора, способствуя  повышению качества жизни населения и социальных услуг.

Сегодня международными экспертами даже разработана система, позволяющая выявлять принадлежность университетов к третьей миссии. Там помимо результатов исследовательской деятельности предложено рассмотреть компоненты, ориентированные на потребности местного сообщества и участие вуза в социальной (общественной) жизни. Но в целом, как считает Атилла Пауситс, окончательно понятие этой миссии университетов четко еще не сформулировано.

Хотя интересует очень многих ученых. Например, Патрисио Монтесинос с коллегами в статье «Третья миссия в рейтинге международных университетов: между учением и исследованием» выделяют три движущих фактора, заложенных в основу третьей миссии: социальный, предпринимательский и инновационный. Согласно их мнению, к социальной стороне относятся виды деятельности, целью которых не является получение экономической выгоды: оказание социальных услуг на добровольной основе, формирование социальных сетей, проведение открытых культурных мероприятий на базе университета. Университет, одним словом, открыт для общества.

К видам деятельности, ориентированным на предпринимательство, можно отнести совместные производственные научные исследования по контракту, коммерциализацию интеллектуальной собственности, реализацию платных программ повышения квалификации, предоставление в аренду помещений для выставок или конференций. В последнем (инновационном) направлении третьей миссии ключевой составляющей является понятие усовершенствования.

Примерами здесь являются: региональные инновационные разработки, создание региональных сетей с предпринимателями, внедрение патентов, консультирование правительственных учреждений. С позиции инновационного подхода «третья миссия» университетов заключается в использовании научных исследований для появления значимых изменений. 

В общем, тема очень интересная и важная. И даже следующий тезис, который развивали другие выступающие на конференции в ВШЭ, практически продолжал тему «третьей миссии». Например, Бьорн Стенсакер, профессор Департамента образования Университета Осло, заметил, что университеты реагируют на изменение окружения. Среда заставляет университеты меняться. «Мой тезис – университеты должны управлять средой», – заявил профессор на конференции. 

А что могут сделать университеты со средой, можно проиллюстрировать классическими примерами.

Город Питсбург (Пенсильвания, США) получил второе дыхание после периода спада своего экономического развития благодаря появившемуся там университету: с его помощью были найдены нестандартные решения экономических проблем. А вот Детройт, не имея сильного университета в качестве драйвера роста, в итоге сильно деградирует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1968
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4002
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3044
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2480

Другие новости