Учителя сегодня стесняются говорить о сексе с учениками. Фото Доната Сорокина/ТАСС
Недавно опять разгорелся спор о половом просвещении школьников. Тема действительно важная, поэтому для начала напомню несколько фактов. Научные исследования, проведенные в разных странах, показывают, что просвещение в этой области снижает частоту подростковых заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), а не повышает ее, более того, оно повышает средний возраст начала половой жизни. Известно, что информированность не означает готовности немедленно начать половую жизнь, напротив, довольно естественно, что понимание потенциальных опасностей и ответственности, которая лежит на обоих партнерах, приводит к осторожному отношению и часто – к осознанному решению отложить первый секс. Раннее начало половой жизни, высокая частота подростковых беременностей и ЗППП по всему миру связаны с низким уровнем образования вообще и полового просвещения в частности.
Что касается уместного возраста, следует отметить, что последнее масштабное исследование возраста начала половой жизни проводилось в нашей стране в 2006 году (11 лет назад) и показало, что средний возраст потери девственности составлял 16,2 года. Поскольку в последние десятилетия он неуклонно снижается, нет оснований предполагать, что сегодня он существенно выше. По некоторым данным, в профессионально-технических училищах к 15 годам имеют сексуальный опыт до 100% опрошенных. Это может показаться кому-то ужасающим или катастрофическим, но эмоции в данном случае никак не помогают решить возникающие проблемы. Знания, которые необходимы ученикам для того, чтобы защитить себя и сделать осознанный выбор относительно начала половой жизни, очевидно, нужно дать раньше, чем она начнется у большинства из них. Поэтому я считаю своевременным и необходимым обсуждение этих вопросов с учащимися 13–14 лет, как это и предполагает школьная программа. В ней есть информация о репродуктивной биологии человека, строении и функционировании его половой системы, оплодотворении, беременности и родах. Обычно данные вопросы рассматриваются в курсе 8-го класса, в рамках изучения анатомии и физиологии человека.
Другим важным фактом является низкий уровень образования в вопросах сексуальности и репродукции у взрослых. Наблюдая постоянное давление на учителей, хочется спросить, осознают ли оппоненты, что для многих людей школа – это единственное и последнее место, где человек может (и должен) получить научно обоснованную информацию, важную для его здоровья и для создания полноценной семьи. Сексуальное просвещение абсолютно необходимо юношам и девушкам, которые весьма скоро начнут вступать в отношения, в том числе и оформленные как брак. Многие почему-то забывают о том, что происходит с мужчинами и женщинами в законном браке. Так, по старой российской традиции многие женатые мужчины пренебрегают использованием барьерных средств контрацепции, а женщины остерегаются других типов контрацептивов в основном под впечатлением от рассказов своих матерей о первых поколениях гормональных препаратов, которые давно уже не используются и заменены более прогрессивными. В результате женщины делают неоднократные аборты. Это касается даже образованных, интеллигентных семей. Для девочек-подростков же нормой становится прием экстренной контрацепции чуть ли не каждый цикл. И все потому, что плюсы и минусы разных типов контрацепции им не с кем обсудить. В результате такого халатного отношения к здоровью порой возникают проблемы с фертильностью и невозможность забеременеть. Лишь единичные пары приходят на прием к врачу, чтобы обсудить вопросы планирования семьи. Обычно этим вопросом занимается женщина, и далеко не всегда она располагает всей информацией, чтобы сделать правильный выбор.
Увы, сегодня школа – это последнее место, где большинство современных детей узнают о существовании презервативов. Как правило, к моменту, когда мы готовы о них рассказать, дети уже используют это слово в качестве ругательного. Хотелось бы изменить эту ситуацию. Ничего плохого или стыдного ни в презервативе, ни в сексе, ни в контрацепции нет.
Постоянное муссирование темы контрацепции как «средства разврата» игнорирует тот факт, что они нужны и в браке. Что предлагается делать семьям, которые уже имеют детей и не планируют больше рожать? Как поступать молодым парам, которые не готовы проследовать в роддом вскоре после медового месяца? В ЗАГСе презервативы им не дарят и лекций о контрацепции не читают.
При этом верно то, что абсолютно гарантированной защиты от всех возможных негативных последствий секса действительно не существует. От заражения генитальным герпесом или вирусом папилломы человека презервативы не защищают. Об этих инфекциях обязательно должны знать подростки, так как ими легко заразиться и при петтинге. При этом существуют онкогенные субтипы вируса папилломы человека, которые могут привести к раку шейки матки у женщины. Большинство девочек об этом не знает. Об этом вирусе молчат школьные учебники. Половое просвещение становится вопросом жизни и смерти.
В учебниках, рекомендованных Министерством образования и науки, упоминается опасность таких заболеваний, как гонорея и сифилис, и в качестве меры предотвращения указана верность партнеру. Однако стоит отметить, что эта мера работает не всегда. Например, один партнер может быть верен, тогда как другой – нет и скрывать этот факт; либо один из партнеров может быть инфицирован, например, ВИЧ, до заключения брака и заразить супруга/супругу, несмотря на верность обоих. Вопросы планирования семьи в учебниках вовсе не рассматриваются. На мой взгляд, это тупик, путь в никуда. Школа может и должна информировать, прививать здоровое, спокойное и осознанное отношение к жизненным выборам, в том числе и в вопросах сексуальности и репродукции.
А многие учителя «стесняются» проводить эти уроки, как бы дико это ни звучало. В результате учащиеся остаются без обсуждения даже того куцего минимума, который в программе есть. Такое положение мне представляется неприемлемым.