Отношение к рэпу в обществе еще не сложилось. Кадр из видео Youtube
Вице-премьер РФ Ольга Голодец призвала лингвистов не игнорировать параллельное формирование русского языка в среде рэп-баттлов. Об этом она заявила на заседании совета по русскому языку при правительстве РФ.
Интерес к русскому языку и культуре в мире неизменно растет, заметила также на совещании Ольга Голодец. Это подтверждает и Международная олимпиада по русскому языку. И то, что на интернет-портале «Образование на русском» зарегистрировано 1,148 миллиона пользователей из 202 стран. Еще более поспособствует развитию темы проект «Российская электронная школа». Она предоставит возможности электронного обучения по программе общеобразовательной школы.
Что касается внутренних проектов, то вот уже два года, как действует специальная программа кураторства одних регионов над другими по преподаванию русского языка в тех субъектах РФ, где для большей части населения он не является родным. Сегодня, например, Министерство образования и науки России совместно с Государственным институтом имени А.С. Пушкина сформировало группу из 12,5 тыс. педагогов, которые на постоянной основе в Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Чечне и Тыве участвуют в дополнительных мероприятиях по повышению квалификации преподавателей русского языка.
Но более этих вопросов внимание СМИ оказалось приковано к теме, неожиданно всплывшей в ходе заседания. Ольгу Голодец обеспокоил тот факт, что параллельно с классическим русским языком, который преподается в школах, формируются другой язык и другая культура. «Вы слышали рэп-баттлы? Я даже слов не понимаю, о чем идет речь… Вы слышали Oxxxymiron? Это надо почитать, надо вникать... А молодежь понимает с ходу. Параллельно формируется другой язык…» – заявила вице-премьер. «Нельзя в школе учить «Грозу», а вечером заниматься в рэп-студии, а потом ругать ребенка на ЕГЭ за то, что он не там поставил запятую», – заметила она, призвав Минобрнауки и экспертное сообщество переосмыслить то, чему и как школа должна учить российских детей.
Рэп как явление существует в России уже давно, но большую популярность приобрел совсем недавно, когда выяснилось, что запись в Youtube о соревновании двух известных рэперов в августе этого года набрала 26 млн просмотров. Тогда о рэпе заговорили почти все серьезные СМИ, как о части подростковой субкультуры. Агрессивный речитатив молодые воспринимают как символ бунта, противопоставляя себя всему окружающему миру. И если внимательно пересмотреть тексты рэп-звезд, то можно обнаружить в них немало мотивов, близких по духу бунтующей и оставленной миром взрослых молодежи. «Один в мегаполисе грёз и полуживых приматов,/Один против пираньи и стаи пернатых,/ Против товара, к которoму безумно тянет,/Один на один, с тем что называется памятью./Вдоль замусоленных бетонных коробок,/Где из окон вылетают те, с кем жили бок о бок» (Баста)
Насчет того, что скорость, с которой произносится текст, тяжела для усвоения содержания людьми старшего поколения, это истина. А молодежь ее воспринимает, как говорят эксперты, по той простой причине, что имеет к таким текстам уже привычку. И в этом кто-то из экспертов даже усматривает положительное влияние рэпа на мозг: таким способом нарабатывается речевой аппарат. Все же остальное влияние зависит исключительно от качества текста.
Если верить сообщениям об американских исследованиях этого явления, то рэп там – это любимый музыкальный стиль большинства несовершеннолетних правонарушителей в США. В России у этого явления есть свои «адвокаты», ищущие в явлении философский смысл. У них рэп служит «выразителем интересов бунтующей молодежи». Известна фраза кумира рэперов, исполнителя песен Басты: «Мы глохнем, потому что мир громче становится»… То есть агрессивный мир заставляет молодежь изъясняться все выразительнее и активнее.
Еще один апологет этой части субкультуры философ и публицист Андрей Коробов-Латынцев в своих статьях утверждает, что рэп в каком-то смысле выполняет образовательные функции. Он дает молодежи язык, на котором она может говорить не только на темы актуальные, но и вечные.
В одной из своих статей о герое рэп-баттл, которая, видимо, и подтолкнула к пристальному изучению темы чиновниками, Андрей Коробов-Латынцев написал: «Я не знаю, куда будет двигаться герой этой заметки дальше, его дар поставлен на службу субкультуре, функционирующей по совершенно непредсказуемым для обывателя законам; характер оставляет желать много лучшего; и был ведь еще тот диагноз. Но могу сказать определенно – он уже теперь серьезная величина в русской поэзии и рамки субкультуры перерос, став частью культуры. Яркость, мощь и самобытность стихов предстоит еще оценить литературоведам…» Добавим, теперь еще и Минобрнауки РФ.