Компетенция «Лабораторно-химический анализ» пользуется популярностью у школьников. Фото автора
В Москве на базе Московского колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента прошла пресс-конференция с участниками тренировочных сборов команды JuniorSkills перед международным соревнованием в Абу-Даби. 44-й чемпионат WorldSkills пройдет 14–19 октября. Примечательно, что в нем примут участие и школьники. Пока они выступят в рамках презентационных соревнований.
Целью некоммерческой организации WorldSkills International (WSI), основанной в 1953 году, является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру и популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований. На предстоящем чемпионате в Абу-Даби ожидаются более 1000 человек из 76 стран и регионов мира, которые будут состязаться друг с другом в профессиональных навыках. Мировые чемпионаты рабочих профессий WorldSkills, их еще называют Олимпиадой для рабочих рук, проходят раз в два года. В настоящее время это крупнейшее соревнование подобного рода. Россия принимает в ней участие с 2013 года. Интересно, что наша страна не просто вошла в это соревнование, но и выступила инициатором подготовки юношеских команд. С 2014 года этим сложным делом занялся фонд Олега Дерипаски «Вольное дело». Как сказала перед началом пресс-конференции директор программы JuniorSkills Ирина Николаева, поручением президента РФ от 21 сентября 2015 года чемпионаты JuniorSkills включены в стратегическую инициативу «Новая модель системы дополнительного образования детей».
«Кроме того, это ввод в профессию, красочный, яркий, запоминающийся. Движение существует уже с 2014 года, и с каждым годом о нем узнают все больше и больше людей. Особенность чемпионатов в том, что здесь соревнуются в тех профессиях, которые еще только появляются в России», – добавила она.
Анкетирование учащихся перед нынешними тренировочными сборами позволило социологам больше узнать этот процесс изнутри. Как отметили большинство опрошенных юниоров, выбор обычно начинается с кружка. Наибольшее распространение здесь получили занятия робототехникой (значит, лучше всего поставлена именно их организация). Более половины юниоров узнали о возможности участия в чемпионате от своих учителей. А треть из них привели в JS когда-то друзья. Большинство родителей приветствуют участие детей в чемпионате, несмотря на жесткие условия подготовки к ним. Опросы также показали, что в некоторых школах движение JS уже настолько прочно вошло в школьную жизнь, что существует сразу несколько направлений подготовки. Особенно в городах Сибири. «У нас в школе с JS все хорошо, есть разные компетенции: робототехника, электроника, электромонтажные работы, мехатроника», – говорит ученик экономического лицея из города Бердска Новосибирской области Лунев Данила.
Готовятся юниоры очень тщательно. Лудяков Никита (компетенция «Мобильная робототехника», Москва) говорит: «Пришлось забыть обо всем. После уроков бежал на тренировки и там был уже до позднего вечера». Его напарник Сухман Арсений добавляет: «Участие в соревновании – это трудоемкий, тяжелый процесс, который занимает много времени, но это приносит мне радость. Да, трудно. Утром в школу, а днем и вечером отрабатываем детали. В день по пять часов уходит на это. А иногда и все семь часов. Но я считаю, что это суровое испытание, которое мы должны пройти». Что касается ощущений от профессии, их, например, так передал Хобта Владислав («Мобильная робототехника», Набережные Челны, Татарстан): «Вдохновляет, что на чемпионатах рядом с нами соревнуются взрослые ребята. Смотрим, как делают это они. Представляем себя на их месте».
Большинство из опрошенных заметили, что участие в чемпионатах JS очень сильно повлияло на их характер. Говорят, что они стали более дисциплинированными, ответственными, научились ценить труд родителей, испытали гордость за свой труд и т.д. «Моя жизнь поменялась сегодня полностью, – говорит екатеринбуржец Глеб Московкин, компетенция «Графический дизайн», – после соревнований и общения с настоящими профессионалами у меня появилось абстрактное мышление. Я изучаю основы психологии, научился видеть свою целевую аудиторию. Это помогает мне сегодня находить необычное в обычном. Как будто я приобрел другой взгляд на мир. Я иду по улице и замечаю то, что раньше не попало бы в поле моего зрения. Моя жизнь стала разнообразней и интересней».
Многие ребята пересмотрели свои планы на будущее. «Здесь хорошо уже тем, что видна перспектива. Сначала ты просто понимаешь, куда поедешь после регионального чемпионата. А после международного соревнования вообще появляется ощущение, что для тебя открываются все двери в хорошее будущее», – говорит Данила Лунев.
«Мир меняется так быстро, что нецелесообразно продолжать школьникам изучать сначала теоретические дисциплины, – сказала «НГ» Ирина Николаева, – а потом еще пять лет осваивать профессию. Профессиональной подготовкой школьников необходимо заниматься в период их обучения в школе, делая не только предмет «Технология», но и остальные учебные предметы ориентированными на формирование у обучающихся набора компетенций, которые помогут им решать задачи в разных сферах их деятельности». Как нам сказали в Минобре, в настоящее время рассматривается вопрос сертификации участников международных соревнований по рабочим профессиям. Возможно, это будет проходить после сдачи ими профэкзамена.