Современные первоклассники активно пользуются смартфонами на уроках. Фото агентства «Москва»
На прошедшем недавно Общероссийском родительском собрании министр образования и науки РФ Ольга Васильева предложила школам организовать «сдачу школьниками всех смартфонов и телефонов перед началом урока». Она уверена, что гаджеты мешают школьникам во время занятий.
Вышесказанное не означает, что министра нужно срочно обвинить в мракобесии, как это уже поспешили сделать пользователи соцсетей. В словах чиновницы есть большой резон. И если вспомнить краткую дискуссию между Ольгой Васильевой и ведущим общероссийское собрание – руководителем программы «Умники и умницы», профессором Московского института международных отношений (Университетом) Юрием Вяземским, то тема «гаджеты на занятиях» совсем даже не праздная.
Сам Юрий Вяземский, по его заявлению, пользуется смартфоном во время лекций, подсматривая свой конспект. Не исключено, что то же самое делают и его студенты на семинарах, не полагаясь исключительно на свою память. Смартфон на занятиях – это сегодня уже органично. «Учителям стоит терпимее относиться к тому, что дети на уроках заглядывают в телефоны и планшеты, – призывает Катерина Поливанова, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ Высшая школа экономики. – Более того, эти девайсы нужно активнее использовать при освоении нового материала».
Но в большинстве школ действует запрет на использование гаджетов на уроке. Согласно опросам Катерины Поливановой и сотрудника ВШЭ Дианы Королевой, три четверти московских подростков 16–18 лет используют мобильное устройство на уроке для доступа к образовательным ресурсам. Естественно, они находят этот запрет странным. Потому что, во-первых, смартфон и планшет уже не вычеркнешь из жизни современного подростка. И, во-вторых, сейчас уже наработаны форматы эффективного обучения с помощью гаджетов. Их много, и выбор их для школьника уже есть.
Согласно результатам опроса ВШЭ, почти 50% подростков выходят в Сеть через личные мобильные устройства (даже дома). Еще 25% комбинируют выход через мобильное устройство и через стационарный компьютер. Причина проста – на фоне новеньких смартфонов и планшетов школьные компьютеры и ноутбуки (нередко устаревшие) сильно проигрывают. Они не дают той возможности общения и поиска информации, которая есть у персональных устройств. Да и доступ к школьной технике есть зачастую только на уроках информатики. А смартфон – всегда под рукой.
Надо заметить, что Ольга Васильева, объявляя запрет на смартфоны в школах, допускает, в случае необходимости, использование электронной доски, а также планшета с нужным материалом. Так что полного исключения техники на уроках нет. И в этом случае школьники подключаются к Сети одновременно и при одобрении педагога. А вот с личными гаджетами так уже не получится. Впрочем, «…каждая школа самостоятельно должна принимать решение о разрешении школьникам пользоваться гаджетами на переменах и уроках», – считает министр Васильева.
И психологи тут скорее поддержат позицию запрета. По крайней мере большинство школьных психологов, опрошенных нами, подчеркнули, что глубине восприятия темы урока гаджет как раз способствовать не будет. Почему? Да потому что школьник с его помощью решает сразу несколько своих задач. Но его внимание при этом рассеянное. Он как бы «скользит» по темам. Сами же школьники признаются, что смартфон для них в случае сложной темы своего рода «способ бегства в параллельную реальность».
Вот и опрос ВШЭ показал, что большинство школьников с помощью смартфонов одновременно решают несколько задач. 70% респондентов сказали, что они во время урока используют этот девайс для игры, общения в соцсетях и прослушивания музыки. И ровно столько же (70%), что с помощью гаджета на занятиях просматривают образовательный контент. По сути, ребята со смартфонами просто переносят в школу привычный для них «формат» многозадачности – совмещение разных видов деятельности.
Сегодня даже дошкольники могут одновременно смотреть мультики на компьютере, играть в игру в телефоне и слушать музыку. Работают сразу несколько каналов восприятия, а жизнь их не разделяется на онлайн и офлайн, отмечают социологи. Но школьник мгновенно переключается с занятия на игру, если урок становится ему неинтересным или слишком сложным для восприятия.
Это означает, что вдумчивое погружение в тему возможно при отключении от внешнего мира. Исследователи ВШЭ отметили одну интересную особенность: участники олимпиады реже заглядывают в смартфоны на уроках, поскольку готовятся к предметной олимпиаде и максимально вовлечены в учебу на уроке.
Что будет в случае запрета гаджетов на уроке? С одной стороны, могут пострадать отношения учеников и педагогов, дети будут хуже воспринимать школу и меньше захотят учиться. С другой стороны, бесконечное «скольжение» по темам не будет способствовать повышению качества образования. Так что министр свое слово сказала, а школам – выбирать.