Реклама пива сделала свое дело, теперь пить начинают еще в школе. Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото) |
Американские и российские социологи задались вопросами: как влияет образовательная среда на формирование вредных привычек молодежи? Что или кто конкретно формирует склонность к употреблению подростками алкоголя? «Материалом» для исследования стала молодежь из российской глубинки. Выводы получились интересные.
Вопросом, как взаимосвязаны алкоголь и образование, озаботились исследователи Нью-Йоркского университета Джеймс Джаккарт и Виктор Лушин, а также их коллеги из Высшей школы экономики Валерия Ванюшина и Даниил Александров. Они опросили более 1000 подростков из 16 городских школ Томска, чей средний возраст составил 14,9 года. Доля юношей – 51,3%, девушек – 48,7%. В ходе анонимного анкетирования подростков просили указать, как часто они употребляют те или иные алкогольные напитки, а также образование и профессию родителей. Анализ анкет свидетельствует, что употребление алкоголя связано с социально-экономическим статусом семьи. И это учитывалось в совокупности с другими факторами. Исследователей заинтересовал характер связи между подростковой активностью помимо школы и склонностью к алкоголю. Под активностью понимались оплачиваемая работа, посещение религиозных учреждений и вовлеченность в религиозную активность, тусовки с друзьями в парках и ночных клубах, а также чтение.
Выяснилось, что связь между оплачиваемой работой и ранним пристрастием к спиртному есть. При работе идет пропуск занятий в школе, а соответственно – снижение уровня интеллектуального развития. Общение со взрослым рабочим классом не всегда бывает положительным: дети перенимают дурной пример взрослых работников, а заработанные карманные деньги облегчают приобретение алкоголя. Подобные эффекты ачсто наблюдаются в тех случаях, когда подросток работает более 20 часов в неделю.
Результаты анкетирования продемонстрировали, что склонности выпивать сопутствуют частые тусовки с друзьями. Что же касается зависимости образования и потребления спиртного, то подтвердилась гипотеза, что при равном образовании родителей подростки, которые не планируют поступать в вуз, действительно намного чаще употребляют алкоголь по сравнению со школьниками, нацеленными на университет. Также привычка выпивать обнаружилась у тех, кто планирует сначала поучиться в техникуме, колледже или училище и только потом поступать в вуз. Выяснилось также, что подростки, нацеленные на высшее образование, больше читают. Чтение, согласно результатам, также имеет наибольшую позитивную связь с трезвостью. У школьников, готовящихся стать абитуриентами университетов, как отмечают ученые, меньше времени на нахождение в компаниях на улицах, в клубах и т.д. и, как следствие, меньше рисков пристраститься к алкоголю. Результаты также подтвердили наличие опосредованной связи через тусовки между оплачиваемой работой и выпивкой.
Авторы считают, что нужны дальнейшие исследования, которые, например, более четко прояснили бы связь между религиозными активностями и употреблением спиртного, а также роль таких практик, как чтение, в формировании позитивных привычек подростков.
Интересный факт, что ранее в лонгитюдном исследовании американских и российских ученых была обнаружена прямая связь между подростковой ложью и ранним приобщением к алкоголю. В ходе исследования использовалась американская выборка – свыше 4 тыс. школьников в возрасте 16–17 лет, а также их матерей. Респондентам гарантировалась полная анонимность. Ответы дети записывали сами, прослушивав вопросы в аудиозаписи. Ученые фиксировали социодемографические параметры, характер детско-родительских отношений (насколько в них присутствует открытость, тепло и доверие), а также практики лжи и сокрытия информации, если таковые имелись. Отдельный блок вопросов для подростков был посвящен теме приема алкогольных напитков. Те подростки, которые признали, что лгали взрослым, чаще имели привычку выпивать, чем те, которые были честны с родителями.
Что делать? Бить или не бить? Родительский сверхконтроль, по мнению авторов исследования, малоэффективен в профилактике вредных привычек у детей подросткового возраста и, более того, может иметь обратное действие. Молодые люди склонны лгать чрезмерно контролирующим родителям. При отсутствии доверительных отношений между родителями и подростком ложь может быть способом добиться автономии от взрослых. И, собственно, употребление алкоголя также может выражать стремление к автономии и «взрослости».