Министр Ольга Васильева о делах школы знает не понаслышке, она в ней – частый гость. Фото с сайта минобрнауки.рф
Учителя на своих форумах обсуждают намерение Министерства образования и науки РФ проэкзаменовать их на знание русского языка и математики. Напомним, что о планах протестировать учителей этой осенью сообщила недавно министр Ольга Васильева. Согласие на такое мероприятие, по словам министра, дали уже 15 регионов. Данная проверка поможет выявить проблемы в образовании педагогов. Сейчас ведомство работает над программой экзамена.
Напомним, что ранее глава Рособрнадзора Сергей Кравцов сетовал, что каждый 10-й выпускник педагогического вуза недостаточно хорошо знает русский язык и математику. А некоторое время до этого вице-премьер правительства Ольга Голодец указывала на необходимость повышения квалификации среди педагогов. Но для того, чтобы провести повышение квалификации, надо для начала понять, как выглядит картина в целом и кому из учителей и в каком объеме нужна помощь. Уже прошли, как и полагается, обсуждения на эту тему, и все дело теперь обставлено так, что-де сами же педагоги выступили за проведение экзамена для учителей. А где-то педагогические коллективы даже отважились добровольно принять участие в экзамене.
По замыслу авторов нововведения, ЕГЭ поможет выявить слабые места в подготовке учителя. Если окажется, что учитель плохо знает свой предмет, ему будет оказана помощь. Кроме того, побочная тема эксперимента (об этом тоже говорят вслух) – попробовать поместить учителя в шкуру своего ученика. Пусть на себе испытают, каково приходится их подопечным. На самом деле как раз здесь-то и кроется главная проблема, которая непременно скоро обнаружит себя...
По данным последнего международного исследования TALIS, в котором принимала участие и Россия, средний возраст наших учителей – 52 года. И 85% педагогического коллектива практически любой школы – женщины. Уже само это обстоятельство должно слегка насторожить желающих внедрить экзамен для учителей. ЕГЭ ведь может обернуться для взрослых дам нешуточным стрессом. А то и вовсе закончиться больничной койкой.
Можно сколько угодно говорить, что итоги экзамена не повлияют на зарплату учителя и не лишат его рабочего места, педагог-женщина – это человек мнительный и нервно радеющий за свой авторитет. А вдруг разволнуется и что-то забудет, а информация о «плохих результатах» дойдет до учеников и их родителей? Что тогда? А не унижение ли это учителя вообще?
В общем, теперь, когда до учительской проверки остается совсем немного времени, педагогическое сообщество начинает роптать. Потому что все упирается в вопрос: а что последует за процедурой? Сразу вспомнилось, как при экс-министре Дмитрии Ливанове поднимали эту тему и советовали – придать оценки учителей гласности, выложив все результаты в открытый доступ. А еще и включить оценку экзамена учителей в основу рейтинга общеобразовательных учреждений. Еще радикальнее были предложения от родителей: «Всех, кто ниже 70 сдаст, – увольнять с работы!» Так что нечего удивляться тому, что сейчас дискуссия вспыхнула с новой силой.
«А в Белгородской области учителя русского языка и литературы и математики уже два года пишут сочинения и сдают тесты. Большинство воспринимают это как унижение. Ведь при аттестации тоже проводится предметное тестирование на соответствие профессии», – пишут учителя на интернет-форумах. «Пусть сначала Минобрнауки проэкзаменует чиновников управления образования этих регионов, а потом уже и учителей», – возмущаются другие. «А чиновники этих 15 регионов учителей спросили? Или безропотными овцами их считают?» – возмущаются третьи. Четвертые намекают на безграничную страсть Минобрнауки к бесконечного рода проверкам. Почему же основная деятельность властей в отношении учителя – контроль, вопрошают они. Откуда такое тотальное недоверие?
Кстати, по все тем же данным международного исследования TALIS, рабочая неделя российского учителя длится 46 часов, в других странах – не более 38 часов. Треть рабочего времени педагога занимает административная работа, прежде всего написание отчетов. Наши учителя на это тратят четыре часа в неделю, в других странах – не более трех часов. Остается добавить, что практически везде в развитых странах мира на должность учителя существует конкурс. В некоторых – учителями становятся лишь 30% выпускников педагогических специальностей, остальные годами не могут найти себе места в школе. Возможно, после такой жесткой системы отбора у властей и не возникает дальнейшего желания мучить учителей проверками.
Впрочем, надо отдавать себе отчет в том, что нет за рубежом и такого явления, как 50 лет работы в своей любимой школе. Там существует практика ротации учителей. В некоторых странах это даже очень поощряется на государственном уровне: пусть меняют школы, делятся своим опытом. Так что, возможно, ЕГЭ для учителей сегодня вводится с целью обновления школьного коллектива – кто знает?!