Ольга Васильева в общении с публикой всегда спокойна, убедительна и приятна. Фото с сайта www.минобрнауки.рф
Прошел год пребывания в должности министра образования и науки РФ Ольги Васильевой. Министр «отметила» это событие, дав ряд полосных интервью нескольким российским газетам и пообщавшись с юной публикой на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Таврида». Везде она старалась быть открытой и подвести какие-то промежуточные итоги своей деятельности. Каковы они?
Конечно, было бы неправильно приписывать важные изменения в образовании исключительно воле нынешнего министра, потому что фактически Ольга Васильева завершила то, что начинали ее предшественники. Например, возврат выпускного школьного сочинения начался еще при министре Дмитрии Ливанове, и 2014 год – начало обсуждения этого процесса. Пик закрытия сельских школ пришелся на 2010–2011 годы, а Ливанов занял кабинет в Минобре в 2012 году, и все время своего нахождения у власти он отчитывался за дела предшественников по этому вопросу, не имея намерения продолжать сокращение этих школ и далее. Убрать тестовую часть в ряде экзаменов также обещал еще экс-министр. Незадолго до своей громкой отставки, в июне 2016 года, Дмитрий Ливанов говорил: «В следующем году в едином государственном экзамене (ЕГЭ) по химии, физике и биологии не будет заданий с выбором ответа. И, возможно, появится устная часть в ЕГЭ по русскому языку…» И тогда же шла речь о разработке устной части по русскому языку: «Скорее всего мы начнем с девятых классов», – объявили они тогда с главой Рособрнадзора Сергеем Кравцовым. То же самое касается и обязательного ЕГЭ по истории, идею которого общество приписывает сегодня Ольге Васильевой. «На более отдаленную перспективу пока решение не принято, но, по моему мнению, обязательный экзамен по истории был бы возможен начиная с 2018 года или 2019 года», – заявлял экс-министр Дмитрий Ливанов журналистам еще в октябре 2015 года.
А некоторые управленческие решения, которые сегодня бурно обсуждают в Сети, и вовсе были задуманы еще при экс-министре РФ Андрее Фурсенко, а затем заморожены, потому что общество было не готово. Например, ситуация с «переподчинением» школ. Напомним, что последнее нешуточный интерес вызвало заявление Ольги Васильевой о передаче школ с муниципального управления на федеральное. «Злые языки» мгновенно заговорили о «властной вертикали», которую выстраивает тем самым Минобрнауки РФ в школе. Но сама глава Минобрнауки подобную геометрию в своей политике категорически отвергает. «В данном случае речь всего лишь идет о выстраивании единого образовательного пространства по всей стране, – ответила она на этот вопрос на «Тавриде», – о создании равных условий для всех». И приводит пример, что качество обучения в пилотных регионах – Самарской области и Москве – возросло после этого управленческого решения.
По сути, Ольга Васильева проявила отличную от предшественников позицию пока только по вопросу возникновения в сетке школьного расписания предмета «Астрономия». Предмет исчез из школьной программы в 1991 году. Почему возвращением его в школы не занялись Фурсенко и Ливанов, сказать сложно. Наверное, не было условий. Хотя и сегодня трудности остались. Начнем с того, что учителей астрономии в школах нет. И споров вокруг концепции предмета много. Например, некоторые видные ученые считают, что сегодня нужно идти от интересов ребенка, а интерес к астрономии возникает у детей к 6–7-му классу школы, в более же старшем возрасте детям совсем не до этого – ЕГЭ прижимает.
Итак, очень многие процессы, которые сегодня идут в нашей школе, были анонсированы предшественниками Ольги Васильевой. И преемственность в образовании была и остается, несмотря на различие мировоззренческих позиций нынешнего и прошлых министров.
Только вот Ольгу Васильеву в отличие от Дмитрия Ливанова и даже Андрея Фурсенко педагогическое сообщество и родительское общество воспринимают уже более спокойно. Она сняла недовольство общества.
Косвенным доказательством этого можно считать место главы образовательного ведомства в рейтингах власти. Все помнят, что ранее министр образования традиционно был в числе аутсайдеров. Если же сегодня посмотреть на всевозможные топ-списки популярности, «народные рейтинги» и т.д., то министр Васильева находится примерно в середине. Компания «Медиалогия» постоянно проводит рейтинги популярности министров (упоминания в медиапространстве). А в марте этого года Ольга Васильева была в их рейтинге на 14-м месте, а в мае – уже на 8-м.
Чем снято напряжение общества? Думается, прежде всего тем, что министр Васильева не устает повторять, что придерживается «консервативных взглядов» на систему образования в целом. Что в образовании считает не менее важным воспитательный момент. Что она радеет за единое образовательное пространство, за которым стоят идеи равнодоступного образования для всех.
Согласно опросам населения, большинство приветствует позицию консерватизма или, как его называют, неоконсерватизма чиновников. Это, если хотите, уже государственная идеология, которая предполагает «использование всего лучшего, нового, перспективного… на базе того, что человечество выработало в течение столетий» – последние слова цитируем из речей министра. Так что они просто совпали по времени и интересам – родители и Ольга Васильева.