Для школ и университетов будущего могут не понадобиться стены и кафедры. Фото Reuters
Абитуриенты и их родители стоят на пороге выбора профессии. И многие задаются вопросом, какие специальности будут популярны через 10–20 лет. Журнал «Вопросы образования» устроил своеобразную дуэль между директором направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрием Песковым и ректором Высшей школы экономики НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым. И тот и другой являются спикерами, задающими тон повестки развития отрасли в целом. Хотя сам Дмитрий Песков рассказывает порой о некоем «недопонимании» между АСИ и Минобрнауки РФ.
Чтобы показать глубину этого «недопонимания», приведем только один пример. Вот, в частности, как Дмитрий Песков комментирует отзыв Минобрнауки РФ о некоторых компетенциях из «Атласа профессий», составленного АСИ и призванного помочь выпускникам школ определиться с будущей профессией. В отзыве Министерства образования и науки РФ говорится, что профессия «сити-фермер» не нужна, потому что есть профессия «растениевод защищенного грунта». Они совпадают по компетенциям, поэтому зачем он нужен, этот непонятный «иностранец»? Растениевод, уверяет Дмитрий Песков, это профессионал, который знает, как вырастить помидоры в конкретном грунте, а сити-фермер призван преобразовывать городские сообщества вокруг потребления продуктов. Задачу растениевода в принципе может выполнить даже автомат. А вот работа сити-фермера заключается не только в том, чтобы вырастить качественные продукты, но еще и создать круг покупателей, живущих в городе вокруг него на расстоянии нескольких кварталов. А затем -обеспечивать их свежими продуктами. Сити-фермеры есть везде за рубежом, а у нас - растениеводы.
Теперь, собственно, о «дуэли» спикеров Кузьминова и Пескова. Противостояния как такового, конечно же, не получилось, потому что взгляды ученого и политика во многом схожи. Например, и тот и другой считают, что важно переосмыслить нынешнее деление университетов на федеральные, национально-исследовательские и региональные, потому что оно не отвечает вызовам будущего.
В ближайшие 20 лет университеты изменятся с точки зрения их содержания, считает Дмитрий Песков. Этой трансформации требует современная технологическая революция. Причем поскольку каждая следующая ее волна будет проходить быстрее, чем предыдущая, это еще и ускорит процесс. Дмитрий Песков по традиции не дает прогнозов, он показывает «горизонты». Сегодня, по его мнению, четко видятся четыре типа университетов в мире: вузы – «камеры хранения», вузы – «служанки роста», вузы с миссией культурной экспансии, вузы-«воронки». Задача первых – всего лишь «передержать» у себя людей, которым необходим диплом о высшем образовании. Вторые – это прикладные высшие школы, решающие насущные нужды экономики. Третьи выполняют социальную миссию, в основном такие высшие школы сконцентрированы в Западной Европе. А вот задача последних – это собрать в своих стенах весь интеллектуальный потенциал со всех стран. По большей части здесь речь идет об американских высших школах.
Будущее потребует перестройки всей этой системы. «Я не знаю ни одного университета в мире, адекватного цифровой экономике», – говорит Дмитрий Песков. Все перечисленные университеты в общем и целом уже не отвечают запросам рынка труда и ожиданиям общества. Поэтому, продолжает он, цифровая экономика, представленная крупнейшими мировыми компаниями, решает вопросы воспитания молодого поколения «внутри себя», выстраивая собственные системы обучения. И здесь уже можно говорить об общих требованиях, которые она выдвигает по отношению к вузам, считает Дмитрий Песков. Например, требование о «постановке мышления». Подавляющее число университетов сегодня уводит своих подопечных в сторону шаблонов. Новая экономика призывает стимулировать к риску, а новая реальность требует ускорения, скоростей. А это означает уже другой путь, нежели просто оснащение базовых кафедр, живущих в университетах столетиями. И вместо или вместе с исследовательскими, федеральными, национальными и другими вузами появятся высшие школы – генераторы идей, новаторских предложений, новых бизнес-моделей и т.п.
Ректор ВШЭ НИУ Ярослав Кузьминов предлагает сначала увидеть факторы, которые будут определять школьное образование на 20 лет вперед. Он считает, что в будущем качественно изменится роль человеческого капитала. Количество людей, получающих деньги за создание чего-либо нового, резко возрастет. В университетах будущего появится спрос на творчество. Человечество станет жить дольше, и это изменит подход к образованию: появится спрос на обучение чему-то новому. В будущем, считает Ярослав Кузьминов, увеличится платежеспособность спроса на образование. Уже сегодня растет количество людей, готовых тратить на свою учебу больше. И еще один важный тренд в будущем – это стирание национальных границ в образовании. На рынке труда будет идти постоянное обновление компетенций, и наряду с вузовскими дипломами получат вес сертификаты разных других обучающих организаций. Вот совсем кратко о том, что может быть. А вдруг эти прогнозы помогут кому-то уже сегодня?