Министр образования и науки РФ пристально следит за тем, что происходит с российской школой. Фото с сайта www.минобрнауки.рф
Установочный семинар «Учитель года – 2017» посетила министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Выступая перед учителями, она коснулась темы взаимоотношений в связке «учитель–родитель–школа». Кроме того, министр была как никогда откровенной: рассказала о своем детстве, о себе и своих пристрастиях. Например, о том, что любит читать и всегда готова учиться. «Если бы меня сейчас спросили, пойду ли я учиться, я бы сказала «да». Даже знаю куда», – загадочно намекнула она на встрече. Впрочем, не обошлось и без строгости: Ольга Васильева предостерегла учителей от панибратских отношений с родителями.
Арсен Григорян, учитель-словесник из Барнаула, спросил, согласна ли министр с тем, что в советской школе было больше уважения к учителю, чем сейчас. В ответе Ольга Васильева сослалась на австрийский опыт. «Вена. 7.15 утра, родитель отводит ребенка в школу и отдает его педагогам. В 17.15 родитель получает ребенка обратно. Зайти в школу он может, только если его позовут. Как вам такая зарисовка? – обратилась она к учителям. – Родители должны быть приглашенными людьми, они не должны определять политику школы. Они могут быть допущены к этому, но не определять».
И еще одна цитата министра по поводу этого: «Существуют определенные права и обязанности по воспитанию детей, и родители должны разделить их со школой, вот тогда и будет соработничество, – добавила министр. – Что касается учителя, то всегда должна быть дистанция – нравственная и профессиональная. Я против панибратства. Я этого не допускала, не допускаю и не буду допускать».
Примечательно, что Ольга Васильева уже второй раз использует не совсем понятное светской публике слово «соработничать». Звучит как архаизм. Тем не менее так же, как и ранее употребленное министром еще в начале карьеры «долженствование», слово «соработничество» часто встречается в обиходе воцерковленных людей. Употребление слова «соработник» вы найдете в Библии, термин употребляется в Новом Завете, в Первом послании к коринфянам. «Павел говорит: «Мы соработники Бога». «Соработничество» – это совместные усилия Бога и человека в деле спасения. Думается, что слово здесь употреблено не случайно, а выражает позицию, которую занимает Ольга Васильева в вопросах воспитания.
Пример же министра об австрийском опыте звучит скорее как одобрение. В России ситуация не совсем такая, как в Австрии. Наши родители как раз активно участвуют именно в политике школы – через участие в попечительском совете школы, полномочия которого намного шире, чем полномочия родительского комитета.
Вспомним хотя бы печально известные секс-скандалы в элитных школах, которые разрешались при непосредственном участии родительского сообщества. Или участие родителей в защите интересов школы «Солнце» (Татарстан), которую власти хотели закрыть. И родители у нас не просто активны, учителя часто жалуются на нарастающую агрессивность со стороны семьи.
И интересно здесь еще, что государство всячески поощряет формы родительского самоуправления – через создание родительских комитетов, участие пап и мам в разного рода комиссиях и т.д. Конечно, пока семья не определяет полностью политику школы, но кто знает, что будет потом. Ведь старая формула родительской заботы – «чист, накормлен, обут, одет» – уже не работает. Она изменена внешними обстоятельствами и дополнена новыми составляющими. Такими, например, как «раннее интеллектуальное развитие» ребенка, его «психоэмоциональный комфорт», «творческое развитие» и т.д. Все это мешает «безгласному» присутствию родителей в школе. Процесс подстегивает интерактивная среда.
Одна моя знакомая мама первоклассника рассказывает, что она на связи с учителем все время пребывания ребенка в школе. Кроме того, идет постоянное общение родительской группы в соцсетях. И, например, по хозяйственным вопросам класса родитель там совсем даже не «модератор». Родители постоянно что-то закупают: воду в кулер, стаканчики, салфетки, мешки для мусора, канцтовары и т.д. Иногда деятельность таких комитетов даже избыточна. Но, как считают психологи, это все равно есть и будет, потому что современный родитель испытывает комплекс неполноценности, считая, что он мало дает своему ребенку.
Как держать дистанцию с родителями – будущих педагогов учат еще в институте. На практике это удается не всем. Особые трудности здесь по понятным причинам испытывают молодые педагоги. И речь здесь даже не о каких-то конфликтных ситуациях, когда учителю приходится держать глухую оборону. А о ситуациях достаточно типичных для современной школы.
Например, читаю на одном из сайтов дневник молодого учителя. Он описывает, как сидит с коллегой в кафе. На улице уже темно. То есть рабочий день давным-давно кончился. А учительнице звонят по телефону, причем настойчиво. Она берет трубку и очень утомленно начинает что-то рассказывать про расписание. Коллега спрашивает, с кем она говорила. Звонил обеспокоенный родитель. Коллега девушки возмущен: почему вам родители так поздно звонят, как вы могли допустить такое…
А кстати, панибратство это или не панибратство?