Самые современные методы подготовки механизаторов еще не гарантируют, что для молодежи найдутся вакансии на селе. Фото с сайта www.agrotechnikum.ucoz.ru
Низкий уровень образования и его несоответствие требованиям рынка труда, дефицит рабочих мест на селе и неактивность самого населения – основные причины безработицы среди молодежи. 75% среди безработных – это молодежь, получившая среднее общее образование и не имеющая опыта работы. Особенно это актуально в отношении сельской молодежи. Если доля безработных горожан за двадцать лет уменьшилась с 76 до 47%, то число безработных селян выросло с 24 до 53%.
К таким выводам пришла научный сотрудник Высшей школы экономики Анна Зудина, проанализировав данные Росстата с 1995 по 2015 год. В Европе доля безработной молодежи с низким уровнем образования, не имеющая опыта работы и не активная в поиске ее составляет около 13%. Самые высокие показатели (более 17%) наблюдаются в Испании, Италии, Болгарии, Ирландии; самые низкие (менее 7%) – в Нидерландах и Люксембурге. Россия, по выводам Анны Зудиной, находится на среднеевропейском уровне. В 1995 году таким показателям соответствовало – 19% молодежи, к 2015 году этот показатель снизился и достиг 12%.
Тенденция к снижению показателя молодежной безработицы существовала на протяжении всего исследуемого временного промежутка. Даже экономические кризисы не оказали сильного влияния на эту ситуацию. Причем, согласно выводам исследования, особенно резко снижается этот процент молодежи среди 15–19-летних, и в основном, конечно, за счет вовлечения молодежи в образовательный процесс.
Самой неактивной и неустроенной в плане работы все годы оставалась молодежь 20–24 лет. Внутри этой группы различают безработных (ищут работу, готовы к ней приступить) и экономически неактивных.
Любопытная тенденция: в 1995 году среди неработающих преобладали девушки, а к 2015 году на первое место с незначительным отрывом (49 и 51%) вышли юноши. Ярко выраженное доминирование девушек наблюдается только среди группы молодежи 20–24 лет: их свыше 70%. Больше половины представительниц этой группы состоят в браке. Возможно, поэтому они уходят с рынка труда и в дальнейшем не имеют возможности или не видят смысла совмещать семью с работой или учебой, говорится в исследовании.
В группе молодежи 15–19 лет брак роли не играет, но имеет значение уровень образования. Здесь он низкий почти у половины молодежной аудитории. Образование у данной группы либо отсутствует (не закончили среднюю школу), либо ограничивается средней школой.
Трудная ситуация складывается и с получением опыта работы. Компании и организации принимают молодежь, имеющую хоть какой-то послужной список. Большинство безработной молодежи обеих возрастных категорий зачастую его, конечно же, не имеют. В первую очередь это россияне 15–19 лет: 73% в 1995 году и 85% – в 2015-м. Почти в два раза за исследуемый период выросло это число и среди 20–24-летних: с 32 до 62%.
Самая сложная ситуация возникла на селе, где вакансий совсем мало. Если работы для молодежи на селе по-прежнему будет недостаточно, то сельская молодежь может «замкнуться» в статусе «отверженных экономикой», оставшись в нем и в более старшем возрасте, считает исследователь.
Как уже говорилось выше, 75% 15–19-летних становятся безработными после окончания общеобразовательной школы. В структуре экономически неактивных селян 20–24 лет преобладают те, кто окончил среднюю школу (33–36%) или учреждение среднего профессионального образования (17–20%). И таких безработных на селе еще больше, чем в первой группе, – их 89%.
В последние годы набирает рост еще одна неприятная тенденция. Если в 1995 году люди с высшим – или неполным высшим – образованием занимали всего 7% от числа безработной молодежи 20–24 лет, то к 2015 году их стало в четыре раза больше – 28%. Причина, считает автор исследования, – в некачественном высшем образовании, которое получает сегодня большинство сельской молодежи. Полученные знания не позволяют им конкурировать за рабочие места.
«Причины неактивного поведения городской молодежи на рынке труда очевидны, – сказал «НГ» доктор педагогических наук, профессор Института подготовки и повышения квалификации педагогических кадров при Российской академии образования (РАО) Александр Прутченков, – это и отсутствие правильной профориентационной работы в школьном возрасте, и пропаганда «гедонистического» образа жизни, и рынок труда с иными, чем они себе представляли, приоритетами. И, разумеется, не работают сегодня материальные стимулы. Молодежи предлагают работать за небольшую плату».
По мнению Александра Прутченкова, молодой человек на селе тоже хочет креативной работы программиста или администратора, ему же предлагают работу на ферме. Таких трудностей мы могли бы избежать, если бы в свое время не отказались от разумной профориентационной работы, которая очень хорошо у нас была поставлена, считает психолог.
И, согласно «теории поколений» Евгении Шамис, основателя и координатора проекта ru.generation, не надо забывать еще о двух важных характеристиках поколения, о котором идет речь: они не приучены к системной работе вообще и над собой в частности. А кроме этого, не считают, что работа должна быть основополагающим принципом в жизни. Поэтому можно поработать чуть-чуть и отдохнуть, а затем еще поработать. И что делать с этим – пока ответа нет.